Тетрис — самая популярная компьютерная игра — в этом году отмечает уже 32-летие. Её автор Алексей Пажитнов за это время принял участие в разработке многих компьютерных игр, однако ни одна из них не стала такой распространённой, как головоломка, придуманная в Академии наук СССР во время работы над системами управления советских военных самолётов.
Как пишет RT, 30 лет назад Пажитнов в рамках разработки систем управления самолетами занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, работая в одном из кабинетов Вычислительного центра Академии наук СССР 28-летний выпускник МАИ.
Это было самое начало перестройки, и работа по решению проблем искусственного интеллекта и распознавания речи требовала создания и решения огромного числа головоломок. Они были и остаются излюбленным занятием Алексея Пажитнова. Его любимой игрой в то время была Pentomino Puzzl. В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти квадратов, нужно было создавать фигуры.
Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные пятиквадратники меняли своё положение. Но возможности тех компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить: квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом в 1984 году получился тетрис.
Спустя пару недель вся Москва уже сходила с ума по тетрису. Коллеги Пажитнова помогли перенести игру с «Электроники-60» на IBM PC. История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского союза является тёмной и запутанной.
По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. Тогда советское начальство, наконец, поняло, что тетрис может приносить деньги, и свело Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и продавала права на патент самостоятельно.
Детище Пажитнова не приносило ему доходов до того момента, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на счёт разработчика.
Сейчас Алексей, отвечая на вопросы о своей занятости, говорит, что он не перегружен. Сразу же вспоминает про то, что во времена его работы в «интеллектуальном центре всех академиков Советского союза» ему приходилось приходить на работу к 10.00 и уходить глубоко за полночь. И это при условии, что в кабинете, где работал Пажитнов, рассчитанном на четыре-пять человек, иногда одновременно работало до 15 сотрудников.
«У нас не было другого выбора, я делил свой стол с ещё тремя своими коллегами. Иногда мне приходилось оставлять свои дела до более позднего времени просто потому, что мне некуда было сесть!», – смеётся Алексей Пажитнов. Он добавляет: «Мы просто работали, каждый день, помногу, и, по сути, даже не знали, для чего мы всё это делаем. Поэтому суть нашей работы обрастала легендами».
Одну из таких легенд Пажитнов связывает с прототипом нынешней Siri – аудио-помощника, известного пользователям iPhone. Якобы в СССР велась разработка спецустройств, которые позволяли бы пилотам военных истребителей отказаться от ручного управления и перейти на команды голосом.
В 1996 году Алексей устроился в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивший несколько престижных наград. В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается, однако до сих пор головоломки – это его любимое занятие, за которым он может провести кучу времени.Обновлено 18.07.2017