НАВЕРХ

Средний класс в России: вымрет за ненадобностью?

Фото: © qemotionq / Pixabay License

Средний класс в России сокращается — людей, причисляющих себя к этой социальной группе, за четыре года стало меньше на 13%. Таковы результаты исследования Сбербанка CIB. Но есть ли вообще средний класс в нашей стране, почему к нему не относятся чиновники и не грозит ли ему полное вымирание из-за особенностей государственной системы?

Средний класс в России еще не сформировался до конца, считают ученые. В России с 1990 годов появилась размытая социальная прослойка из врачей, учителей чиновников и предпринимателей, большинство из которых причисляют себя к среднему классу, но таковым не являются.

Существующие реалии не способствуют обогащению людей и развитию предпринимательства, а значит и формированию среднего класса. И перед Россией стоит вопрос: сформируется ли средний класс или вымрет за ненадобностью?

Четыре признака среднего класса

О необходимости формирования среднего класса в России начали всерьез говорить после президентских выборов 1996 года. В это же время у власти появилось желание создать национальную идею, частью которой должен был стать устойчиво растущий средний класс, считает доктор экономических наук, руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. Почему россиянки не хотят детей?

«Но за последние лет 15 по этим росткам прошелся каток-асфальтоукладчик. В результате многие встроились в ту систему, где значительная часть валового внутреннего продукта перераспределяется через госбюджет. Где и крупные, и средние компании сильно зависят от госзаказа и госзакупок», — сказал он в интервью «Российской газете».

По мнению Чепуренко, определить средний класс в России можно по совокупности нескольких факторов. Во-первых, профессиональный статус. Большинство социологов причисляют к среднему классу всех высококвалифицированных профессионалов, занимающихся в основном, умственным трудом: врачи, учителя, вузовские преподаватели, экономисты, юристы и другие.

Второй признак — материальная обеспеченность, третий — самоощущение, и, наконец, четвертый — источник экономических ресурсов человека. Последний признак, по мнению Чепуренко, в большей степени определяет принадлежность человека к среднему классу.

«Потому что у одних это — доходы от предпринимательской деятельности или от сложного умственного труда в "рыночных" профессиях, а у других, кого я к среднему классу не отношу, — от "бизнеса" на согласованиях и разрешениях или от оказания различного рода услуг тем, кто таким "бизнесом" занимается», — объяснил он.

Средний класс в России отличается от западного, в первую очередь, по уровню доходов. Значительная часть современного среднего класса в России — выходцы позднесоветского периода: врачи, учителя, и другие бюджетники с невысоким уровнем дохода. Они относят себя к среднему классу не по достатку, а по уровню образования и престижу своей профессии.

Основные отличия в России и США

К среднему классу в России нельзя отнести чиновников и менеджеров госкорпораций, уверен Чепуренко. Несмотря на то, что они занимают определенные позиции в социальной структуре общества (учились в вузах, получали профессию). Статус в обществе они обеспечивают себе не за счет профессионализма, а за счет встроенности в государственную иерархию. Их положение позволяет им «решать вопросы», а иногда и вершить судьбы.

В США — другая картина. Вашингтонская бюрократия, в отличие от российской, является частью среднего класса. Их чиновники попадают на госслужбу в силу профессиональных качеств и талантов.

Вообще, по мнению Чепуренко, средний класс как таковой начал формироваться благодаря изобретению Генри Форда — конвейеру, что позволило сделать ряд прежде дорогих товаров, вроде автомобиля, намного дешевле, а значит доступнее для широких групп населения.

Следом появились финансовые технологии, позволяющие высококвалифицированному рабочему покупать недвижимость в кредит под залог имущества и сбережений. А потом появился Голливуд, формирующий образ американской мечты, и, рассказывая как живут «правильные» американцы. Он и довершил формирование образа американского среднего класса. 


Интеллигенция деградирует?

Интеллигенцию в России сейчас сложно отнести к среднему классу. В СССР класс интеллигенции воспроизводился через семейные династии в определенных профессиях, через домашний круг общения, в соответствии с семейными традициями, когда богатые домашние библиотеки формировали мировосприятие. Сегодня этого почти не осталось. Кого считать жертвами перестройки?

Новая эпоха — начало 90-х — сформировала и новые тенденции на рынке труда. Интеллигентов сменили интеллектуалы. Появились профессии, которых в Советском Союзе не было: брокеры, менеджеры, дилеры, финансовые аналитики, консультанты и прочие. Эти профессии сулили достаток и признание в обществе, и соответственно оказались наиболее востребованными. Значительная часть детей поздней советской интеллигенции сделала выбор в пользу новых профессий.

«В столичных городах уже появился новый слой. Это умные, образованные люди, но… "Толстой? Это который в телевизоре?", "Да нет, это его прапрадед", "А, да, в школе что-то о нем говорили..." Это не интеллигенция, это интеллектуалы. И формируются они в основном из выходцев из интеллигентских семей», — резюмировал Чепуренко.

Есть ли средний класс в бизнесе?

Современная западная теория относит малый и средний бизнес к старому среднему классу. В этом смысле представители российского малого и среднего бизнеса — классический старый средний класс, но живется им сейчас весьма непросто. За последние 10-15 лет, по мнению доктора экономических наук, малый бизнес оказался на обочине государственной политики.

Несмотря на все заявления о поддержке малого бизнеса, снижение налогов, освобождение от административного барьера, ничего не меняется, и предприниматели предпочитают уходить «в тень», либо вообще закрывать бизнес.

«Точным маркером маргинальности малого предпринимательства в России является то, что доля малого бизнеса в ВВП и в занятости — в разы ниже, чем где-нибудь в Польше или Эстонии. Когда люди не хотят заниматься малым бизнесом, это для меня свидетельство того, что в современном российском обществе классическому старому среднему классу места нет», — отметил Чепуренко.

Образ жизни и взгляды

Стандарты образа жизни среднего класса задает Голливуд, транслируя красивые картинки по всему миру. Многим знакомы критерии успеха героев американских кинолент: просторное удобное жилье, несколько автомобилей в семье, хорошее образование, которое нужно обязательно дать детям и внукам, доступ к дорогому медицинскому обслуживанию и хорошая физическая форма, в которую тоже надо вкладывать деньги.

Красивая картинка подобного образа жизни несет и определенную пользу, считает эксперт. Она формирует стандарты потребления, стандарты досуга, стандарты общения. А также политические предпочтения. Но в России нет сколько-нибудь твердых представлений о том, какие политические взгляды существуют у российского среднего класса, как раз потому что этот класс до конца не сформировался.

«Классический средний класс как массовое и сколько-нибудь однородное явление в России так и не возник. То, что по внешним признакам выглядит как средний класс, — это в подавляющем большинстве представители бюрократии, а в нижней части — так называемые бюджетники. И о чьих политических взглядах мы будем тогда говорить? Если о политических взглядах среднего класса в западном понимании, то они сегодня, боюсь, никем не представлены. Во всяком случае, в системных политических партиях. Если говорить о "государевых людях", то их интересы представлены, и понятно кем», — пояснил Чепуренко.


А позиция учителей, врачей, библиотекарей двойственна. С одной стороны, они зависят от государства. Поэтому у них вызывают опаску и недоверие идеи приватизации учреждений науки, здравоохранения, культуры и прочие «нехорошие вещи», которые лоббируют «всякие либералы».

С другой стороны, существование их в рамках государственной системы сопряжено с большими проблемами. Многие из них в последние годы попали под оптимизацию бюджетных расходов, что наложило отпечаток на их отношение к политикам.

Сформируется или умрет?

Сформироваться средний класс в России может, если страна пойдет в сторону догоняющей модернизации. Значит, экономика и социальные структуры станут меняться, приближаясь к западным образцам, а российское чиновничество начнет преобразовываться в рациональную бюрократию.

Однако средний класс, если его определять по критерию доходов, сегодняшней стране может оказаться совсем не нужен. Реальной экономикой рулит крупный бизнес, политические декларации о льготах для предпринимательства разбиваются о дефицитный бюджет, который требует поднимать налоги. А чиновничий аппарат больше заинтересован в создании трудностей малому бизнесу, нежели ликвидации барьеров, то есть самого себя.
Еще по теме
Экономист предсказал «революцию зарплат» в России
Нянь начнут готовить в российских образовательных учреждениях
Мишустин раскрыл среднюю зарплату в России
Таджикистан зафиксировал отток трудовых мигрантов из России
смотреть все
Обсуждение (15)