Более половины пассажиров лайнера Sukhoi Superjet 100 погибли в огне в столичном аэропорту Шереметьево. Их смерть стала следствием трагического стечения нескольких загадочных обстоятельств, где главный вопрос — почему более 40 человек погибли уже на земле, когда самолет приземлился.
Пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100-95 авиакомпании «Аэрофлот» в воскресенье вечером, 5 мая должен был выполнить рейс SU 1492 из аэропорта Шереметьево по маршруту Москва — Мурманск.
Согласно онлайн-табло аэропорта, самолет взлетел в 18.02 по Москве. После взлета экипаж запросил экстренную посадку. По данным сервиса FlightRadar, в 18.30 Superjet вернулся в аэропорт. И тут же в соцсетях появились снятые очевидцами кадры полыхающего лайнера и огромных клубов черного дыма.
Жертвы
В результате катастрофы самолета SSJ-100 в аэропорту Шереметьево погиб 41 человек, сообщила представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Елена Марковская. По данным следствия, всего на борту находились 78 человек, 37 из них выжили, в том числе четыре члена экипажа.Места и одежда: как спастись в авиакатастрофе?
По предварительным данным, медики оказали помощь 33 пассажирам и четырем членам экипажа, сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Она отметила, что у всех пострадавших отравление и травмы, один поступил в клинику с инфарктом миокарда.
«Ожоги у пострадавших первой-второй степени, 13-15% тела. Госпитализировано шесть человек, в том числе у двух состояние оценивается как тяжелое, у одного — средней степени тяжести», — сказала Скворцова, добавив, что в реанимации находятся трое пострадавших.
«Аэрофлот» опубликовал список пассажиров, которые выжили в катастрофе самолета Sukhoi Superjet 100. «Список неполный. В настоящее время уточняется информация по другим пассажирам рейса. По мере поступления информации список будет дополняться», — говорится в сообщении авиакомпании.
Жесткая посадка
По пока еще неточной информации, экипаж самолета решил вернуться в аэропорт из-за неисправности оборудования. «Из-за попадания молнии, по предварительным данным, была утрачена связь с диспетчером. Затем отказала вся автоматика», — приводит «Интерфакс» комментарий своего источника.
Эту версию поддержал ведущий сотрудник центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец. «Судя по тем признакам, что загорелся не двигатель, а электропроводка и садился он уже на посадку в горящем виде, вполне вероятно, что гроза могла стать причиной. Так как там были грозовые облака высотой до 9-10 тысяч метров», — сообщил эксперт РИА Новости.
Авиационный эксперт Вадим Лукашевич поставил эту версию под сомнение, поскольку самолеты рассчитаны на попадание молний. «Самолеты летают в грозовых фронтах и за один полет могут "собрать" несколько молний. Нормальный самолет этого даже не заметит. У всех имеется система "слива" статического электричества. Да, возможен выход из строя каких-то приборов, но это не катастрофа», — сказал он.
В то же время собеседник агентства не исключил, что молния могла попасть в самолет, а система защиты не сработала. И тогда могло произойти короткое замыкание в электросистемах самолета, что привело бы к пожару в салоне, и из-за чего экипажу пришлось просить экстренную посадку.
Впоследствии СМИ удалось поговорить с командиром потерпевшего катастрофу лайнера Денисом Евдокимовым. Он подтвердил версию с грозой. «Из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи. И переход самолета в минимальный режим — режим прямого управления. И не через компьютер, как обычно, а напрямую. Аварийный режим управления. Удалось восстановить связь через аварийную частоту на радиостанции. И она была кратковременная и прерывистая», — сказал летчик «Комсомольской правде».
«Диспетчеры нам оказали помощь. Они нам задавали курс для вывода на полосу. Скорость была небольшая для посадки, обычная. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости», — уточнил Евдокимов.
Таким образом, летчик опроверг версию о возгорании в воздухе.
Но тогда возникает вопрос: что вынудило экипаж отказаться от традиционной
выработки топлива в воздухе и садится с полными баками, десятками тонн
авиационного керосина на борту. Это первая загадка.
Вторая загадка — вопреки словам пилота, самолет совершил крайне жесткую посадку. На видео самолет ударяется об полосу и отскакивает от нее — такую посадку в авиации называют «козлением». От удара, по всей видимости, подламываются стойки шасси, разрушаются топливные баки в крыльях и двигатели. Затем самолет охватывает огонь.
Пожар
«Я успел с пообщаться с братом. Состояние у него нормальное, немного передышал угарным газом. Успел взять документы, все вещи сгорели. Начали сажать их уже в аэропорту, он говорит, что понял, что шасси сломалось. Он видел, как двигатель горел, все сплавилось. Кое-как успел добежать до выхода и упал, надышался газом. Стюардессы сказали, чтобы быстрее полз, что чуть-чуть осталось до выхода», — рассказал телеканалу 360 родственник одного из пострадавших.
После остановки самолета экипаж приступил к аварийной эвакуации пассажиров через передние люки по аварийным надувным трапам. Эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90 секунд, сообщил пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов.
Эксперты позднее обрушились с критикой на пассажиров, достававших свои вещи из багажных полок. «По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна и они погибли в огне», — сказал источник в авиационной отрасли «Интерфаксу».
Собеседник агентства напомнил, что перед вылетом экипаж любого самолета всегда инструктирует на этот счет пассажиров, «однако в экстремальной ситуации люди действуют машинально, пытаются спасти личные вещи, не думая, что это смертельно опасно и для них и для других...».
Несправедливы были и упреки в адрес пожарных. На видео
зафиксировано, что первые пожарные машины приступили к тушению лайнера примерно
через минуту после его остановки. Еще одна минута ушла на борьбу с огнем. Это при том, по нормативу, спасатели должны прибыть депо и приступить к
тушению аварийного самолета не позднее, чем через две минуты.
Другое дело, почему диспетчер не отправил машины поближе к взлетно-посадочной полосе, чтобы немедленно после посадки Superjet начать борьбу с огнем. Это третья загадка.
В итоге следствию предстоит ответить на три вопроса. Какова была причина экстренного прекращения полета? Что стало причиной крайне жесткой посадки? Почему уже на земле погибли пассажиры самолета.
Несчастливый Superjet
После авиакатастрофы, как это обычно бывает, появились требования запретить эксплуатацию всех самолетов этого типа. С такой инициативой, в частности, выступил депутат Госдумы Михаил Романов.
«Сразу же после инцидента я обратился в адрес руководителя Росавиации Александра Нерадько с требованием рассмотреть вопрос — приостановить в России эксплуатацию самолетов Sukhoi Superjet 100 до окончания расследования в Шереметьево», — сообщил депутат РИА Новости.
Superjet стал первым российским самолетом, разделив судьбу отечественного авиапрома с его взлетами и падениями. Лайнер был разработан в тесной кооперации с западными компания по самым современным технологиям. И одни критиковали его за «доморещенность», другие за то, что построен из импортных комплектующих. Остановят ли санкции «черное крыло» МС-21
Первая и единственная до трагедии в Шереметьево катастрофа с Superjet произошла 9 мая 2012 года близ Джакарты (Индонезия) в ходе демонстрационного полета. Тогда из-за ошибки пилотирования разбился предсерийный экземпляр лайнера. Погибли 45 человек. Ну а поскольку катастрофа произошла во демонстрационного полета, суеверные эксперты предрекли самолету несчастливую судьбу.
Удар по репутации Superjet нанесли антироссийские санкции, введенные Западом после украинских событий 2014 года. Западные компании тогда свернули кооперацию по производству лайнера, и его судьба повисла в воздухе.
После катастрофы в Индонезии машины этого типа пережили ряд авиапроисшествий различной степени тяжести. В октябре 2018 года самолет авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, повредив стойки шасси и фюзеляж. В том же месяце Superjet «Аэрофлота» рейсом Москва — Ханты-Мансийск вернулся в столичный аэропорт из-за проблем с шасси.
В марте 2019 года самолет «Аэрофлота» этой модели вернулся в аэропорт Шереметьево из-за треснувшего стекла. В феврале самолет Superjet из Москвы в Салоники вернулся в столицу из-за проблем с гидравликой.
Проблему с Superjet были и у западных компаний. Так стало известно, что единственный в Европе эксплуатант этого типа — ирландский перевозчик CityJet — отказался от самолетов этой модели.
В ноябре 2018 года президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Рубцов признавал проблему с SSJ-100, говоря о доли исправных лайнеров этой модели в парках авиакомпаний 66–70%. Однако не уточнялось, с чем эти проблемы связаны: излечимыми «детскими болезнями» или более серьезными изъянами.
Тем не менее, Росавиация не спешит приостанавливать полеты Superjet 100 после катастрофы в аэропорту Шереметьево. «Работает комиссия. Любые выводы преждевременны», — заявили в ведомстве.
По состоянию на апрель 2019 года, в эксплуатации находятся 139 самолетов этого типа, из них 106 в России, 33 — за рубежом.