НАВЕРХ

Как попросить повышение зарплаты и не потерять работу

Фото: © Sibnet.ru

Цены выросли, а зарплата не меняется... Прежде чем искать новую работу, стоит поговорить с шефом о прибавке. Но как преодолеть неловкость и не превратить разговор в жалобы на бедную жизнь? И как избежать рисков быть уволенным после «наглой» просьбы? Эксперты рассказали о типовых ошибках подчиненных и дали советы — как правильно строить разговор с руководством о деньгах.

Многие сотрудники считают, что повышение заработной платы должен инициировать начальник, говорит бизнес-коуч Жанна Лурье. По их мнению, босс держит в голове всю информацию о том, сколько человек проработал в компании, какой вклад внес, как изменились его нагрузки и т. д. И многие даже глубоко обижаются, считая, что их недооценивают, воспринимают отсутствие прибавок как несправедливое отношение к себе. Но руководитель мыслит другими категориями — фактами и цифрами. И чаще всего, если повышение оплаты труда происходит по инициативе руководства, то это индексация в целом по компании.  Поэтому разговор стоит инициировать самому подчиненному. 

На Западе люди не считают зазорным напомнить руководству о достижениях и вкладе в развитие компании. Для них разговор о прибавке к зарплате не просьба, а договор — партнерское соглашение, эффективность и высокая производительность труда в общих интересах. У нас же чаще это считают просьбой и потому разговор строят на неправильных аргументах. Совершая при этом и еще ряд ошибок.

Ошибка №1: неподходящий момент

Неудачными могут стать не только неверное время и место, но и сезон. Например, спад продаж, аврал в отделе или в компании. Или момент сразу после утверждения штатного расписания и фонда оплаты труда (ФОТ) на год — в это время ни один руководитель не будет без веских оснований повышать сотрудникам зарплату, поскольку изменение ФОТ потребует корректировки финансового плана компании, либо повлияет на доход других сотрудников или даже самого босса.

«Поднять вопрос об увеличении заработной платы лучше в ноябре, ближе к концу года появляется возможность подтвердить вашу эффективность фактами и цифрами. При благоприятном исходе вашей беседы у начальника появится возможность увеличить ФОТ», — посоветовала Лурье.

Лучшее время для беседы, по ее утверждению, среда или четверг после обеда, например, в 15.00 в кабинете или в переговорной, где приватной беседе не смогут помешать. Как правило, в эти дни нет ответственных совещаний или переговоров. Однако в любом случае предварительно лучше узнать о настроении шефа у секретаря или других коллег.

Ошибка №2: негативный настрой

Ошибки руководства: почему уходят талантливые сотрудники

Из-за страха получить отказ у многих сдают нервы еще до разговора. и они начинают диалог с силового давления, с претензий: «Я работаю как лошадь уже три года!», «Я работаю по 12 часов, ни сплю, ни ем...», «Я мотаюсь по всей стране, практически живу в командировках, не вижу детей»...

Не надо жаловаться и рассказывать о своей жертвенности. Это не те аргументы, которые готов слушать руководитель. Построение коммуникации с таким посылом — путь в никуда. И в лучшем случае после такой беседы придется забыть о повышении заработной платы и карьерном росте на ближайшее время.

Чтобы меньше волноваться, эксперты советуют продумать диалог и аргументацию заранее.

Стоит предполагать и возможный отказ, но надо понимать, что польза от разговора все равно будет — правильный разговор, основанный на цифрах, повысит ценность человека в глазах босса, и если он сразу не согласится на прибавку, то при первой возможности будет знать, кто этого заслуживает.

«Поможет маркетинговый подход. Нужно изучить аудиторию — руководителя, понять ее боли и потребности. Например, некому делать итоговые отчеты, и предложить свой вариант решения, за реализацию которого и просить прибавку», — предложила директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

Главное — четко и понятно объяснить руководителю свою необходимость для компании, показать эффективность, продемонстрировать имеющиеся достижения, очертить круг расширившихся обязанностей. В разговоре не лишним будет рассказать и о своих планах развития компании или отдела, идеях о повышении эффективности, прибыли на следующий квартал или год.

Ошибка №3: шантаж

Манипуляции вроде угрозы уйти туда, где платят больше — точно не повысят ценность сотрудника в глазах шефа. Скорее, превратит его в опасность. И особенно шантаж слить информацию конкурентам. Когда вы ставите руководителя перед таким выбором, выиграть можно только в краткосрочной перспективе, поскольку босс начнет искать замену.

Кроме того, руководители не любят, когда их ставят перед фактом, пытаясь изменить договоренности. Если при устройстве на работу человек согласился выполнять определенные обязанности за предложенную зарплату, то наличие более высокой зарплаты в другой организации — не повод для повышения. Найти подход к шефу: отец родной или тиран?

«Просить повышение зарплаты будет логично после того, как вы приняли на себя дополнительную ответственность, у вас вырос объем работы либо изменились функции. В этом случае есть предмет для обсуждения, так как изменились первоначальные условия», — сказала гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Сторожева.

«Расскажите о своем расширившемся функционале, покажите сертификаты повышения квалификации. Выскажите готовность взять на себя дополнительные обязанности. Доводы должны быть взвешенными, желательно подтвердить их реальными цифрами», — посоветовала собеседница.

Ошибка №4: давить на жалось

Фразы «Мне нужно больше денег, потому что...» могут иметь разное продолжение: «Не хватает на оплату ипотеки», «Болеют родственники», «Родился ребенок» и т. д. Такой подход заранее провальный.

Для руководителя коммерческого предприятия основной критерий для поощрения сотрудника – его польза, результаты работы, которые можно измерить. Компания, вступая в трудовые отношения с наемным сотрудником, оплачивает его компетенции, а не берет на себя обязательства по решению его жизненных проблем. 

А в случае непредвиденных жизненных обстоятельств лучше попросить материальную помощь. Разумный работодатель всегда пойдет навстречу ценному сотруднику.

Ошибка №5: оглядка на коллег

Если коллеге подняли зарплату, не стоит в сердцах бежать к боссу и пытаться добиться справедливости. Причины могут быть разные: выполнение более важных задач этим человеком, более быстрые сроки реализации заданий, хорошее знание специализированных IT-продуктов, сказала директор по персоналу розничной сети COZY HOME Ирина Крутских.

Вместо гнева и зависти стоит обратить внимание на то, что сотрудник, которому подняли зарплату, делает иначе, чем отличаются его знания и навыки. Изучение поможет понять, что работодатель ценит в подчиненных и почему это важно для компании. На основе этого можно выйти с инициативой взять на себя новые обязательства или дела, что шеф, скорее всего, оценит.


Еще по теме
Чем выгорание отличается от депрессии
В какие двери надо и не надо стучать
Пять правил завоевать уважение в новом коллективе
Пять правил быстрого карьерного роста
смотреть все
  • Как выбрать презерватив
Обсуждение (10)