НАВЕРХ

«Небывалая дешевка»: рекламные войны 100 лет назад

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

Распродажи, критика конкурентов и тизерные объявления — успешные рекламные ходы современности использовали в торговле еще 100 лет назад. О том, как купцы Ново-Николаевска рекламировали свою продукцию и как расправлялись с конкурентами, рассказала куратор выставки «Рекламы города N» Татьяна Батяева, открывшейся в Музее Новосибирска.

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

КАК СТАРАЯ КЛЯЧА

«У нас сохранилась в электронном виде самая старая газета — за 1906 год, там еще очень скромная реклама. Это объявления основателя «Народной летописи» Николая Литвинова, он просто пишет, какой товар в наличие и все», — начинает рассказ Батяева. Но далее, говорит собеседница, чем выше становилась конкуренция между торговцами, тем изощренные и реклама.

А, например, компания «Зингер», которая имела магазин в Ново-Николаевке, проводила очень агрессивную рекламную кампанию, не свойственную россиянам. Когда люди приходили в магазин, им пытались навязать товар любыми способами. Вплоть до того, что предлагали поручителя, и говорили: «нет денег, бери кредит, вот тебе поручитель».

«Швейные машины компании Зингер. Ручные машины от 25 рублей. Рассрочка платежа от 1 рубля. Магазины во всех городах империи. Остерегайтесь подделок», — говорилось в одном из объявлений компании.

В магазине работали немцы и, по предположению краеведов, это могли быть даже шпионы.

Сколько тогда стоила реклама в газетах, точно не известно, но сохранились газеты, на полосах которых попадаются пустые объявления в рамочке. Это как бы намекало, что место продается. К примеру, такое объявление вышло 6 января 1910 года на первой полосе.

В тоже время добровольное пожарное общество печатало телефонный справочник, где предлагали коммерсантам размещать свои объявления по 10-20 рублей на первых полосах. Для сравнения — 20 рублей давали за старую клячу на колбасу, а чернорабочий получал 30-35 рублей в год.

«Интересная рекламная компания была у мыла товарищества «Ралле». Они заворачивали мыло в много обёрток, а в конце концов попадался рекламный проспект. Это была защита от подделок, которые уже тогда были. Такое мыло сохранилось до сих пор и выставлено в музее. На нем отпечатаны все их награды с выставок», — говорит собеседница.

Это мыло называют свадебным: им не мылись, невесты помещала его в лиф для запаха.

Фото: © Павел Комаров

Рекламу купцы размещали даже на официальных документах. Например, на бумаге, где перечислялось, кто сколько внес денег при вступлении в торговый дом, размещена информация, что там можно купить.

«Сам язык объявлений уникален. Они говорили с почтением: просим господ покупателей убедиться лично. Или Литвинов по-человечески объясняет, что готов выполнить заказ, так как работы мало», — отмечает куратор выставки. Она добавляет, что рекламу можно считать индикатором культурного развития общества: «По этой рекламе можно судить и о ее создателях, и об аудитории, на которую она рассчитана. Если сравнить это с современной рекламой, становится не по себе».

НЕБЫВАЛАЯ ДЕШЕВКА

Судя по рекламе, купцы в своих магазинах торговали всем подряд. В одной лавочке могли быть и икра, и духи. А Русско-китайский банк продавал молотилки.

«Настоящие купцы, что схватили, то и продают. Кетов приехал в Новониколаевск в 18 лет. Он начал продавать пряники, сутками на работе жил, поднялся на этом. Дальше у него пошла мебель, консервы, все подряд. В торговом доме Кетова можно было купить все», — приводит пример Батяева.

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

Много рекламных объявлений давали врачи, особенно стоматологи. Жена городского головы Жернакова тоже держала стоматологическую лечебницу и рекламировала ее. Удаление зуба в те времена стоило 50 копеек. Впрочем, объявления давали и гипнотизеры.

«Господин Лориц будет вызывать у людей, подверженных этому опыту, анестезиологическую нечувствительность тела, гипертезию (обострённую болевую чувствительность) … Извращённые вкусовые ощущения. Будет угадывать мысли публики, изводить курьезное зашивание рта иглой с ниткой», — говориться в объявлении. Цена от 2 рублей до 50 копеек в зависимости от места проведения сеанса заезжего гипнотизера.

В своих объявлениях купцы сообщали и о скидках, и даже распродажах, которые, как и сейчас были сезонные. Только называли их чаще «небывалая дешевка».

«Например, Маштаков писал в объявлении, что залезли в его магазин и повредили товар, после чего он устроил распродажу. Или после крупного пожара в Ново-Николаевске многие тоже устроили распродажи товара», — говорит собеседница.

Высокая конкуренция в торговом городе приводила к тому, что в рекламе старались показать превосходство своего товара над другим. «Адрианов разбирался с конкурентами прямыми методами. Он писал в объявлении, что он делает фруктовую воду из сахара и кипяченной воды в отличие от других, и приглашал всех провести у него на заводе химический анализ», — рассказывает об одном из таких объявлений куратор выставки.

«Покупайте шины «Денла», так как остальные никуда не годятся», — такое рекламное объявление вековой давности сейчас бы назвали недобросовестным.

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Конкуренция стала стимулом к эволюции рекламы, поиску новых стратегических ходов и форматов. Даже первое цветное объявление было именно рекламным.

«Федот Махотин был циркачом и разъезжал по всей стране. Он первый в 1907 году привез синематограф в Новониколаевск. Возле Оперного стоял барак, он разделил его на две половины и в 1908 году открыл первый синематограф Махотина и имел большой успех. А потом стали появляться конкуренты, как грибы после дождя», — продолжает экскурсию по выставке Батяева.

Среди конкурентов – кинотеатры «Центральный», «Одеон» и «Диана». Чтобы удержать клиентов, Махотин запускает тизерную рекламную кампанию на страницах газеты «Обская жизнь». В ноябре 1909 года выходит загадочное анонимное объявление с угрожающим текстом «Кто изменит – тот будет наказан! Старый друг – лучше новых двух?»

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

Затем публикуется перевернутое объявление: «Старый друг?». Следом: «1/4 доказывается кто старый друг», «Терпение! Прошу прощения – скоро будет объяснение», которое снова сопровождается слоганом «Старый друг – лучше новых двух?».

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

В следующем номере Махотин инкогнито продолжает нагнетать напряжение: «Половина узнала, кто старый друг, лучше новых двух». Затем: «Все узнали! А кто не узнает – я скоро объясню». В конце концов, 6 января 1910 года на страницах газеты появляется разгадка: «Старый друг, лучше новых двух = синематограф Ф.Ф. Махотина».

«Последнее объявление Махотина оказалось еще и первой цветной рекламой Новониколаевска с необычным дизайном. До сих пор не ясно, как удалось напечатать его цветным и кто сделал такой невероятный дизайн в то время», — отмечает собеседница.

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

Конкурентка Махотина и владелица кинотеатра «Луна» придумала другой ход – размещение рекламы на транспорте. У нее повозка ездила по городу с надписью «Луна». Но скоро этот синематограф закрылся по неизвестной причине.
Еще по теме
Wildberries запустил курьерскую доставку из пунктов выдачи
Россия нарастила импорт вина из Европы
Россия продлила продовольственное эмбарго
Цена кофе на мировом рынке побила рекорд
смотреть все
Обсуждение (1)