За день можно было увидеть если не всю, то довольно значительную часть истории. На фестивале «Сибирский огонь» на поле боя под Новосибирском вышли рыцари, советские солдаты, армия Наполеона и не только.
Ради того, чтобы оживить историю, реконструкторы, многим из которых уже далеко за 20, тратят время и немалые деньги. И на слово «бутафория» они вполне справедливо обижаются. Здесь имеет значение все — даже металл, из которого сделаны пуговицы для кителя, не говоря уже об оружии. Ну а для зрителей фестиваля — это погружение в прошлое. То в одну эпоху, то, по команде ведущего, — в другую.
ВЫСОТА ВЗЯТА
Фестиваль «Сибирский огонь» в этом году открылся реконструкцией боя времен Великой Отечественной Войны в Калужской области в 1943 году, который многим известен по песне «На безымянной высоте». Выбран он был не случайно: в удержании высоты принимали участие 17 новосибирцев, 10 из которых работали заводе «Сибсельмаш».
Полиция тщательно отстраняла зрителей, практически отгоняла, которые пытались подойти поближе к месту боевых действий и чуть ли не заглянуть в окопы.
«Они подходят к немецким окопам, врываются в них, захватывают и занимают круговую оборону. Слева начинают выдвигаться штурмовые части Вермахта. Они увидели пеших на своих окопах», — комментирует ведущий ход боя.
Солдаты Вермахта стреляют, советские воины падают на землю. Кажется, что все погибли, но ведущий поясняет, что двое оказались в плену. Немцы занимают высоту, но как выясняется, на этом реконструкция не закончилась.
Мобильные группы советских солдат на легких машинах начинают наступление, а немцы не успевают занять оборону. Снова стрельба и, наконец, побеждает советская армия. Ночной и дневной бой умещаются в 15 минут.
Ведущий объявляет финал боя. Теперь в атаку направляются зрители, они спешат сфотографироваться с советскими солдатами, а кому не достается, соглашается и на немца.
«Все в импровизации работали, без тренировки. Сценарий, конечно, есть, мы его устно отрабатываем, потому что времени просто не было, мы приехали только вчера, нам дали сценарий. Все зависит от командира, как он поймет сценарий, какие команды даст», — рассказал участник военно-исторического объединения «Крепость» из Томска Андрей Шарков.
ЖЕНСКОЕ ДЕЛО
Анна Янкова из объединения «Крепость» изображала во время взятия высоты военного фотокорреспондента газеты «Правда». «Этот фотоаппарат принадлежит ветерану Великой Отечественной Войны, он мне его подарил. Он прошел с ним войну. Чтобы фотографировать, я вмонтировала в него маленькую цифровую камеру», — рассказала девушка.
Она отметила, что комплект формы на ней стоит 30 тысяч рублей, такие аутентичные костюмы шьет мастер на Украине Олег Павлов. «Форма 1943 года, важно все от зеленой звезды на пилотке, что она повернута на правый бок, до ремня, подсумка. Форму невозможно сшить самому, потому что нельзя найти ткани. Моя гимнастерка сшита из ткани 1953 года, она осталась на складах», — сказала Янкова.
По ее словам, девушек-конструкторов меньше, чем парней, потому что надо обладать определённым складом характера: не бояться грязи, взрывов, шума, синяков. «Образ санитарки не для меня, у нас есть такие девочки, а я снайпер, военный корреспондент», — объяснила собеседница, которая в жизни тоже работает журналистом.
Новосибирец Евгений Чугунов из клуба «13 горно-стрелковый полк» в реконструкции воссоздавал образ солдата Вермахта. «Военно-историческая реконструкция — действие без политики, нас интересует только история исключительно. У многих из реконструкторов есть множество комплектов, мы воспринимаем это как форма чужой армии и ничего более», — сказал Чугунов.
По его словам, в немецкой форме из сукна комфортно и зимой, и летом. «Это комплект горного стрелка, заказана в Белоруссии, ремень с пряжкой оригинальные выкопаны из земли, ботинки сами делаем. Синтетика отсутствует, настоящее сукно», — пояснил реконструктор.
СЕРЬГА КАЗАКА
Кроме более известных зрителям советской и фашисткой армий, посетители могли заглянуть в военные лагеря других эпох и народов. Так, многих привлекла громкая пушка казаков, воюющих в 1812 году с французами.
Президент Красноярского общества любителей военной истории Павел Бояркин рассказал, что пушку делал своими руками в мастерской. Перед боем с армией Наполеона ее проверяли, чтобы не произошло сбоев.
В ярком казачьем костюме даже серьга в ухе оказалась исторической деталью. «Казаки носили серьгу, кто является последним в роду из мужского пола. Самый младший носил, чтобы во время боев приберегали, в последнюю очередь посылали, так на нем оставалась забота о родителях», — объяснил Бояркин.
Руководитель военно-исторического клуба «Служивые люди Сибири» из Омска Василий Минин воссоздал образ стрельца в должности полусотника стыка XVI-XVII веков.
«Костюм комфортный, по своей конструкции он удобнее, чем современная одежда. Не стесняет, хорошо проветривается. Я в демисезонной одежде, так как реконструирую образ человека на войне, а он должен быть готов к похолоданию, пороху, поэтому рукава длинные. А вообще у этого периода есть и летний вариант одежды», — сказал Минин.
По его словам, их организация в отличие от многих реконструкторов, получает субсидии от местных властей. Они активно сотрудничают с учеными, которые исследуют местный памятник истории в городе Тара. На основе этих знаний и воссоздается образ покорителей Сибири. Все выдерживается вплоть до такой детали, как борода.
«В то время было неприлично ходить без бороды мужчине. И с эстетической, и практической точки зрения — по волосяному покрову о здоровье мужчине судили. Мы никого не заставляем, у нас так сложилось. Когда начинались заниматься семь лет назад реконструкцией истории Западной Сибири, стали задумываться об идентичности сибиряка и традиционной культуры и стали бороды носить. К тому же это в моду вышло», — пояснил Минин.
Среди жителей Сибири начала XVII века нашлось место и девушкам, они на войне были лучницами.
«Женщины, как и мужчины все были на фронте, на передовой. Мы живем в Сибири и связаны с этой землей. Наши предки появилась здесь в XVI-XVII веках, здесь происходили интересные процессы. Игнорировать этот период мы не вправе, иначе забудем о своих корнях. Мы выполняем роль лучниц, это оружие, требующее достаточной сноровки, ловкости, гибкости и в тоже время оно достаточно безопасно для девушек», — говорит Ирина. По ее словам, своему хобби она отдает все свободное время и денег, затраченных на костюмы не считает.
«Данный костюм был вручную окрашен, мы подбирали необходимые красители, высушивали, выпаривали, потому что это лен он очень тяжел в обработке. После этого шла раскройка и сшивание. Кольца на пальцах— копии археологических находок, изготовленные на заказ», — объяснила собеседница.
Если в жизни Ирина может позволить себе косметику, то на поле никогда. «Это не столько требование мероприятия, сколько требование к себе. Если ты хочешь пожить в эпоху, вжиться в нее, то необходимо побыть немного без косметики. Сразу ощущаешь разницу, и думаешь надо ли оно тебе в том количестве, которое использовала до этого», — признается девушка.