НАВЕРХ

«Был насыщен классикой»

Фото: prazdnik.by

«Был насыщен классикой»

Корреспондент Sibnet.Ru подводит итоги завершающегося театрального сезона и не боится привычных слов.

Об уходящем театральном сезоне в Новосибирске хочется сказать банально: «он был насыщенным». В этом же стиле многие премьеры вполне можно охарактеризовать как «удачные».

Все театралы люди разные: кто-то предпочитает оперу, кто-то – «французскую комедию», а кто-то – классику. Недостатка в последней среди премьер сезона не было.

Одним из первых вспоминается спектакль «Месяц в деревне» по Тургеневу, представленный в январе на малой сцене «Глобуса». Режиссер из Ярославля Александр Кузин очень бережно отнесся к авторскому тексту. «Так сейчас не говорят!», - отзывались зрители, заворожено внимавшие диалогам персонажей в сюртуках и длинных платьях. Возможно, постановку могли бы упрекнуть в «долготе» и «скуке», а также полном отсутствии столь популярной ныне «клиповой», фрагментарной, структуре. Однако те, дождался финала спектакля, признавались, что получили истинное удовольствие от Театра, заставляющего думать.

Примерно так же внимательно читал классический текст и молодой режиссер Тимофей Кулябин, поставивший в «Красном факеле» пушкинскую «Пиковую даму». Вольностей он позволил немного. Пожалуй, это лишь «мифические существа, трикстеры - «чертики из табакерки» в исполнении актеров-близнецов Юрия и Александра Дроздовых, да еще реплика Графини: «Устала Аня!». Последняя вызвала бурную реакцию в зале своей двусмысленностью: какая именно носительница этого имени подразумевалась – то ли знающая секрет трех карт графиня Анна Федотовна, то ли исполняющая эту роль народная артистка СССР Анна Покидченко?

В «Старом доме» начинали сезон тоже с классики – спектакля «Без вины виноватые» по Островскому. В роли Кручининой (знаменитой актрисы, приехавшей в родной городок) – народная артистка России Халида Иванова. Возможно, и неслучайно эта премьера вышла накануне ее бенефиса.

Вообще же, можно сказать, что в областном драматическом после продолжительного периода чуть ли не застоя начались перемены, в том числе внешние: сменился стиль вывески, был сделан ремонт в фойе. Но в первую очередь, появилось новое руководство: директор Антонида Гореявчева, ранее возглавлявшая ДК имени Станиславского, и главный режиссер – Сергей Каргин (он знаком новосибирцам по работам в «Глобусе», например, по спектаклю «Дети Солнца»).

На новом посту Каргин активно взялся за дело, выбрав интересные постановки, которые критики приняли скептически. Первой стала «Тойбеле и ее демон» Исаака Зингера. По замыслу режиссера, пьеса входила в триаду вместе с «Карточным домиком» Тома Стоппарда и «Семейным портретом в интерьере» Алексея Пешкова (более известной как «Мать» М.Горького). Все вместе должно было необыкновенно полно раскрыть тему любви. Однако зрителей, судя по их отзывам, больше зацепила постановка Сергея Бобровского по пьесе современного драматурга Марии Ладо «Очень простая история» - о чистом и искреннем «мире животных», так непохожем на мир людей, в особенности деловых. И, наверное, слезы в финале спектакля наворачивались не только у сентиментальных барышень.

Другие слезы были от трехчасового непрерывного смеха. Так зрители отреагировали на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» в городском драмтеатре под руководством Сергея Афанасьева. Тонкий юмор автора пьесы благодаря таланту режиссера и артистов стал современным и близким, что было весело и без шампанского (которым, кстати, в конце угощали и сидящих ближе к сцене зрителей). Даже трудно выделить, кто из участников спектакля лучше, хотя Сергей Афанасьев и признавался, что взялся за эту пьесу потому, что в театре есть Фигаро (роль исполняет Павел Поляков). Но прекрасны, пожалуй, все – от юного Керубино (студент театрального института Артем Свиряков) до сластолюбца-Графа (Владислав Шевчук), распевающего «Я люблю тебя до слез».

Песней запоминается и спектакль «Наивно. Супер», который поставил в «Глобусе» Алексей Крикливый. «Песня про кисаньку», которую поет 5-летний мальчик Берре (студент «театрального» Никита Сарычев), неизменно вызывает смех и бурные аплодисменты в зале. При этом среди зрителей люди разных возрастов, несмотря на то, что герой произведения норвежца Эрленда Лу очень молод. Может быть, привлекла публику простая истина: неважно, сколько тебе лет, когда перед тобой возникает «стена непонимания», а ты осознаешь, что решать проблемы все равно придется самостоятельно.

«Возрастной» называли и совсем недавнюю премьеру «Красного факела» - «Девичник над вечным покоем» (первую работу нового главного режиссера театра Александра Зыкова). В главных ролях Галина Алехина, Валентина Широнина и Светлана Сергеева. Речь идет о весьма взрослых дамах с широким спектром проблем: от женской дружбы до боязни остаться совсем в одиночестве. Поэтому, а также благодаря бесподобной игре занятых в спектакле артисток, в зрительном зале внимательно следили за сюжетом не только женщины, но и мужчины, без какого-либо «возрастного» ценза.

Что же принесет новый новосибирский театральный сезон, пока не совсем ясно. В «Глобусе», например, говорят только об одной премьере – «Священное пламя» по Сомерсету Моэму (с артистами уже приступил к работе питерский режиссер Георгий Цхвирава). В «Красном факеле» воодушевленно обещают «интересные спектакли», причем и от приглашенных постановщиков (в том числе – Андрея Прикотенко, чей «Тартюф» был номинирован в этом году на «Золотую маску»). Подробными планами руководители местных театров не делятся, быть может, и из-за суеверия. Они выдерживают паузу и сохраняют интригу. До поры, до времени, разумеется.

Мария Андреева, специально для Sibnet.Ru

Обсуждение (2)