Смайлику уже 37 лет, и многие интернет-пользователи не представляют переписку без картинок с эмоциями. Но эмодзи уместны не в каждом онлайн-диалоге, тем более что некоторые из них трактуются по-разному. Эксперты рассказали, в каких случаях не стоит отправлять смайлики и почему некоторые символы могут восприниматься неоднозначно.
Днем рождения компьютерного смайлика в виде двоеточия, дефиса и скобки считают 19 сентября 1982 года — :-). Тогда профессор Скотт Фалман из американского университета Карнеги-Меллон предложил такое обозначение улыбки.
Хотя еще в 1969 году в интервью писатель Владимир Набоков говорил: «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки; именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос». А позже, в 1998 году Сигэтака Курита создал эмодзи — набор смайликов, выражающих в переписке множество эмоций.
Трудности перевода
Нарисованные эмоции должны упростить общение, например, между иностранцами, но не все одинаково понимают определенные эмодзи.
Например, смайлик с паром из ноздрей, по мнению многих, выражает гнев. А он задумывался авторами как символ облегчения после пережитого расстройства. Лицо с открытыми глазами и ртом, приподнятыми бровями используют, чтобы показать удивление. Но оно означает замолчавшего человека.
Смайлик с каплей — облегчение после разочарования, а не расстроенный человек. Девушка с руками над головой на самом деле не удивлена, а показывает «да» или «окей». Сложенные две ладони — не мольба, а благодарность. Кот, державшийся за щечки у Apple, по мнению многих, «в ужасе», но он просто устал.
Смайлики с жестами, вообще, самые рискованные, поскольку могут быть неправильно поняты в разных странах и культурах. Например, китайцы используют эмодзи аплодисментов для обозначение секса... В западных странах большой палец, поднятый вверх, означает одобрение. Но такой же жест может оскорбить греков и жителей Средней Азии.
Когда смайлики неуместны
Смайлики неуместны в деловой переписке, там их лучше заменить красочностью русского языка, считает специалист по этикету Екатерина Сартакова. Чтобы не было проблем, надо просто поразмышлять, с кем ведется переписка и в каком контексте.
«В повседневной жизни и светском общении просто не злоупотребляем ими. Кого-то их использование в чрезмерном количестве раздражает, а кто-то не может читать текст, который засорен смайликами от и до. Стоит просто не забывать, что мы транслируем свою культуру и красоту через слова и фразы, это то, что мы называем культурой речи», — говорит Сартакова.
Стоит обращать внимание на формат ответов собеседника. Если в его текстах смайлы отсутствуют, скорее всего, он не считает их допустимой и уважительной формой передачи информации. И лучше прекратить насаждать эмодзи, даже для демонстрации дружелюбия и открытости.
Чрезмерное количество знаков любых, в том числе вопросительных, восклицательных, как правило, говорит об импульсивности и эмоциональности человека, который не справляется с эмоциями, а, значит, и с собой, предупреждает эксперт по этикету, международному протоколу и коммуникациям Виктория Виардо.
«Возникает вопрос: насколько комфортно компании работать с сотрудником, не владеющим собой? Максимально, что возможно в офисном мире из дозволенного — смайлы из двоеточия и дуги (скобки) в личной переписке по корпоративной почте по рабочим вопросам между коллегами. Чаще всего просто несколько дуг или одна дуга», — добавляет эксперт.
Виардо советует при устройстве на работу уточнять у кадровика или других сотрудников — какой стиль общения принят в компании, в том числе в переписке. Если выяснится, что смайлы запрещены, но кажется, что без эмодзи суть сообщения будет непонятна, то лучше поговорить лично или по телефону.
Как общаться в мессенджерах по делу?
Но единого железного правила нет. Все зависит от сферы, в которой работает компания, и платформ коммуникаций. Digital директор PR-агентства «Идеи&Решения» Анастасия Тюленева рассказывает, что в соцсетях компания использует символы не только в качестве выражения эмоций, но для придания игрового момента. Например, составляют из эмодзи ребусы, просят пользователей выразить симпатии или антипатии к тому или иному продукту, вводят дополнительные поощрения за оригинальные символы.
Такие истории, по словам собеседницы, имеют, как правило, гораздо большее вовлечение. Но в любой, даже самой демократичной коммуникации существуют табу.
«Мы никогда не используем символы с поднятыми пальцами. В наших сообществах состоят люди разных религиозных и национальных принадлежностей, а значит и трактуются данные символы по-разному. Избегаем разного рода обозначения с алкоголем и табаком, растений определенного вида, порой отказываемся и от употребления гендерных эмодзи», — приводит примеры Тюленева.