Прославившийся в интернете благодаря видеозаписи лекции про женскую логику психолог Алексей Капранов рассказал о том, почему мальчики не желают становиться мужчинами, а идеалисты превращаются в наркоманов.
Капранов получил два образования в Барнауле. С 1996 по 1999 годы являлся создателем и ведущим клуба «Надежда», работающего по проблемам наркотической зависимости и созависимости с членами семей наркоманов. Сотрудничал с краевым кризисным центром для мужчин. Сейчас продолжает консультировать и проводит различные тренинги.
— Сейчас очень много психологических тренингов личностного роста. Стоить ли тратить на них время?
— Смотря, что вы хотите получить. Я долгое время не хотел делать тренинги, потому что для меня половина тренингов — это продажа трубы от граммофона. То есть когда ты на тренинге, все здорово, а когда приходишь домой, то очень жаль.
Есть такое направление в психологии — бихевиоризм: стимул — реакция, стимул — реакция. На один стимул натаскали, человек выходит в мир, а там совершенно другой стимул. И это все не работает.
— По вашим наблюдениям, проблемы у людей в последние годы, у поколений меняются?
— Если все сократить, то вся жизнь делится на опасную и полезную. У амебы одна клетка, и то она уворачивается от соленой воды — это опасно, но знает, что солнечный свет полезен, и ползет к нему.
Чем больше критериев, тем витиеватее жизнь. У людей настолько много критериев, что нам дали центр удовольствия и неудовольствия. Когда у нас какая-то опасность, срабатывает центр неудовольствия, вырабатываются гормоны стресса, мы переходим в боевое положение. По-русски называется беда. Когда мы преодолели беду, то после наступает победа. Дальше срабатывает центр удовольствия: выделяются соответствующие гормоны. Водка, секс и таблетки: мифы о депрессии
Когда с наркоманами работал, то говорил им, что самый большой приход у ребенка, который научился ездить на велосипеде. Он много раз падает, ему больно, потом поехал, и вот оно, счастье.
Если дальше пойти, что для нас самое опасное непринятие — собственного бессилия. Все человеческие проблемы, какими бы они ни были, на первый взгляд имеют один корень: человек не может принять, что он что-то не может. А дальше чувство вины. «Я не могу завоевать эту женщину, сохранить семью». Раз это немощь, то второй полюс — это могущество.
Мы начинаем накапливать могущество, кто как его понимает. Кто-то зарабатывает деньги, кто-то накачивает мышцы, кто-то занимает высокий пост.
— Сейчас многие подростки совершают преступления, а затем выкладывают записи этого в интернет. Почему так происходит?
— Я бы сказал, что сейчас кризис ценностей. Людям непонятно, какое могущество накапливать.
Например, в компьютерных играх можно накапливать могущество стрельбы, власти. Раз это есть в играх, значит социально одобряемо. Ребёнок просто снимает, чему в играх учат.
Социумом одобряема агрессия, не одобряема слабость. Утвердиться можно либо добившись чего-то, либо поиздевавшись над слабым.
Почему самые популярные телепередачи это те, которые показывают дебилов? Потому что, глядя на дебилов, чувствуешь себя Эйнштейном.
— Но раньше тоже транслировались элементы жестокости...
— Смотря что под этим понимать. Кулачные бои — это жестокость? Одна жестокость сменяется другой.
Раньше всех мальчиков воспитывали как воинов. Сейчас агрессия у нас считается не комильфо. Все мужики попали в жесткие ножницы. Агрессия табуирована, слабость табуирована. Если ты дерешься — ты плохой, если ты не можешь сдать сдачи — ты плохой. Сейчас кризис доблести.
— А женщины тоже попали в ножницы?
— У женщин все еще кучерявей. Они вылезли в мужской мир и хапнули мужских табу, хотя у них были свои. Сейчас весь мир становится женским, не мужским.
Мужчины просто вымирают. Жалко женщин, мы-то вымрем, а женщины с кем останутся?
— Вы имеете в виду вымирание в морально-нравственном плане, а не в физическом?
— Мужчины вымирают физически. Через 15-20 лет все изменится настолько, что будет просто опасно. Если раньше бесплодие было чаще проблемой женщин, то сейчас при обследовании мальчиков, которые призываются в армию, до 50% — зона риска. Если не лечить, смогут стать бесплодными. Армия сегодня: личное и технологичное. ИНФОГРАФИКА
Общество построено так, что мальчику невыгодно становиться мужчиной. Подсознательно они это чувствуют, идет задержка полового и эмоционального развития. Раньше было модно и доблестно пораньше повзрослеть, сейчас социально одобряемо подольше зависнуть в подростковом возрасте.
— А почему подросткам невыгодно становиться мужчинами?
— Из-за социума. Потому если ты мужчина, ты тупо должен. Поэтому половина мужчин не хочет заключать браки. Все кричат, что мужчины безответственны, но наоборот, они слишком ответственны. Они понимают, что не потянут и не берутся.
— Что же тогда надо сделать, чтобы это исправить?
— В Библии говорится: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор»».
Там все написано. Видимо, ценность мужчин должна вырасти. Я не знаю, как лучше, мне интересно досмотреть.
Мужчины вымирают не только физически.
Человек — машина, за рулем которой сидит его «Я». В машине стоит навигатор, чем карта точнее, тем лучше. Второе — осознание себя в мире, то есть спутник подключен или нет? Плюс знание себя, своих сильных и слабых сторон. Где я проеду, а где нет. Потому что каждому даны разные машины, кому-то «Жигули», кому-то бульдозер, из-за этого и выбор пути отличается.
В зависимости от того, как человек со своей силой и слабостью выбирает дорогу, складывается образ мыслей. От этого образа мыслей складывается образ жизни.
В конечном итоге мужчина — это образ жизни. Каждый мальчик вырабатывает свою стратегию по выживанию. Один забор с разбега перепрыгивает, другой ящик подставил и подтянулся, третий подкоп будет копать. Поэтому советы одного мужика другим не подходят.
У каждого мужчины есть граница, ниже которой опускаться нельзя. У нас это называется «впадлу». Каждому впадлу свое. Одному впадлу прогибаться, он на заводе слонячит по три смены, другому впадлу работать на заводе, он идет в официанты и всегда при деньгах, и так далее.
Из-за того, что впадлу было разное, все выживали по-своему. Сейчас впадлу работать. Сейчас доблесть какая по телевизору? Мужчина достал деньги и целый сериал решает проблемы женщин и иногда перезванивает на работу.
— А чем путь мужчин отличается от женщин, они также выбирают свое?
— Женщины тоже различаются, но гораздо меньше. Поэтому
мужчины не боятся одинаковости, мы если встретимся в одинаковых рубахах — либо
не заметим, либо подружимся, так как не один я, идиот, так пришёл. Роботы отучат женщин от секса с мужчинами
А если женщины увидят друг друга в одном платье? Вы же пять
лет будете помнить, что та сучка испортила вам жизнь.
Нравственность — развитие нрава, характера. Мужчины нарабатывают характерные качества. А женщины селекционеры, они выбирают качества.
Поэтому нас природа сделала полигамными, чтобы женщинам было хорошо. Нам должно нравиться 80% всех самок. А вам — нравиться всего 20% мужчин. Вы выбираете из нас, если выбрали, мы должны априори вас хотеть.
Поэтому ничто не обижает женщину так, как если ее не хотят.
— Вы работали с наркозависимыми. Зависимости тоже из-за неправильной мотивации появляются?
— Я выяснил, что самое опасное для человека — чувство вины. Из-за чувства вины выключается центр удовольствия.
Человек начинает либо снаружи его получать как наркотики, либо внутренний контролер заглушать — выпивать. Когда говорят, что первым плавится у алкоголиков и наркоманов совесть — это неверно. Совесть их туда и загнала.
Я анализировал, кто попал к нам в центр по наркомании, это, как правило, идеалисты. У половины красные дипломы, часть спортсмены. Они привыкли побеждать в одной области, когда вышли в реальную жизнь — нет побед, бешеное чувство вины и алкоголизации, и наркотизация. Другие зависимости по этому же пути работают.
Для мужчин есть Бермудский треугольник: если ты виноват — ты должен, если должен — ты не можешь, если ты не можешь — ты виноват еще больше. Так мужчина мучается, пока не сдохнет. Водка, секс и таблетки: мифы о депрессии
Женщины и мужчины по-разному реагируют на чувство вины.
Женщина сама себя может за чувство вины съесть, но она неуязвима к наружному
обвинению.
Женщины говорят: «Ах, у тебя чувство вины, да ты вообще дебил». Она бы вырулила после этого, а мужчину это убивает.
От зависимостей надо не избавляться, из них надо вырастать. Когда решаешь проблему, то уменьшаешь беду и увеличиваешь победу. Проблем никогда не уменьшится.
Если жизнь сравнивать со школой, то от того, что человек перешел в третий класс, ему не стало легче учиться. Было 13 примеров, но они были все легкие. Но сейчас задается три, но они все сложные.
— Есть ли люди, которые не попадают в эти тиски вины?
— На языке тела первый сигнал опасности — это боль. Она помогает нам выжить. Я обжегся и больше не трогаю горячее. Когда больно, выключается центр удовольствия. Поэтому первая часть цивилизации была построена на телесных наказаниях и страхе смерти. Страх — это прогноз опасности. Всех немножко били и пугали.
Сейчас нас около 8 миллиардов, всех не забьешь, и придумали, что есть душа. Никто душу не видел, но что такое боль души — знают все. Боль души — это и есть та самая вина.
Вся цивилизация замешана на чувстве вины. Фантасты могут придумать любых чудищ, но не могут придумать общество без чувства вины.