НАВЕРХ

Панацея из лицея

Татьяна Рязанова. Фото из личного архива.

Новые методики в лечении онкологических заболеваний предложила сибирская школьница. За свой проект Татьяна Рязанова может получить 350 тысяч рублей и, возможно, запустив его в жизнь, спасти миллионы людей. Однако более взрослые коллеги девушки пока не спешат комментировать ее работу.

На прошлой неделе 16-летняя ученица лицея при Томском политехническом университете Татьяна Рязанова победила в региональном этапе конкурса компании Siemens. Его участники представляли на суд экспертов проекты на тему "Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни". Томичка посвятила свою работу лечению онкологических заболеваний и, как она рассказала корреспонденту Sibnet.ru, уже на стадии исследования совершила маленький научный прорыв.

— Я начала задумываться, как сделать так, чтобы при лечении опухолей не страдал весь организм, — рассказывает Татьяна. — Химиотерапия разрушает и больные, и здоровые клетки, а даже самые лучшие лекарства обычно убивают только 13 процентов злокачественного образования.

Исправить эту ошибку девушка предлагает с помощью специальных препаратов на магнитных носителях. Смесь представляет собой нанопорошок, покрывающий лекарство и вводящийся в вену. Параллельно с инъекцией с внешней стороны к опухоли прикладывается магнит. По крови препарат притягивается к магниту и покрывает опухоль со всех сторон, увеличивая тем самым количество уничтоженных вредных клеток до 92 процентов.

— Мы с руководителями проекта работали над этой идеей более года. Сейчас разработка отдана в НИИ фармакологии Томска, чтобы там продолжили исследования и оценили их эффективность на практике.

Впрочем, какими бы ни были окончательные результаты, первое признание за работу к школьнице уже пришло: в конце марта Таня отправится в Москву защищать свой проект перед академиками и преподавателями ведущих вузов страны. Сейчас она усиленно готовится к защите, так как поставила перед собой задачу как минимум войти в тройку лидеров, а как максимум — победить.

Если планы сбудутся, томская школьница получит 350 тысяч рублей и признание многих ученых страны. Тем более что равняться Тане можно на своих же земляков. В прошлом году группа томичей в составе Виктора Куртукова, Андрея Власова и Ивана Зюзькова на этом же конкурсе представляли проект по очистке воды и получили главный приз.

— Кто-то из моих ровесников пишет компьютерные программы, кто-то моделирует кораблики и машинки, а я считаю, что главная задача ученых всего мира найти лекарство от рака, и надеюсь, что свой вклад в это дело я уже внесла, — улыбается Рязанова.

Пока изыскания школьницы не прошли защиту и не принесли реальных результатов, томские ученые относятся к ним скептически. Совершить свое открытие в лечении сложных болезней хотя бы раз в жизни мечтал почти каждый студент медицинского университета, однако большинство начинало "изобретать велосипед", заново открывая то, что не просто давно известно, а уже много лет эффективно работает.

- На младших курсах о грандиозных открытиях ребята задумываются редко, и это хорошо, ведь в этом возрасте студент не владеет ни нужным уровнем знаний, ни технологиями. В основном все, что делают учащиеся, происходит под чутким руководством педагогов или научных руководителей, то есть большую часть работы все равно ведет опытный человек, — говорит Елена Варакута, заместитель декана, куратор первого и второго курсов лечебного факультета Сибирского государственного медуниверситета. — На мой взгляд, то же произошло и со школьницей. Она выступила как представитель лаборатории, в которой над проектом трудилась масса людей. Девочке оставалось только озвучить результаты.

Настороженность в комментариях объясняется просто. Прежде чем громко отмечать изобретение нового препарата, медики хотят убедиться в его уникальности и не перепутать реальную эффективность с "эффектом Плацебо", при котором прогресс в лечении будет идти не от микстуры, а от настроя человека, верящего в ее эффективность.

— В специальной литературе описана масса таких случаев, — рассказывает Елена Кириленко, доктор наук, доцент кафедры философии СГМУ. — Пациенту достаточно внушить, что ему дают дорогое новое лекарство, которое обязательно поможет, и ввести ему нейтральный препарат, но все равно получить удивительный результат исцеления. В этом не будет никакой мистики, просто человек поверит в выздоровление и подключит к нему скрытые резервы организма.

По мнению Елены Ивановны, рассказывать больным нужно обо всем, что с ними в данный момент делают. Причем не просто рассказывать, а убеждать, что процедуре нет аналогов, и она обязательно поможет в борьбе даже с самыми тяжелыми недугами.

Школьница придумала действительно интересный метод, она с упоением рассказывает, как наночастицы начнут убивать больные клетки, — продолжает Кириленко. — Если так же эмоционально и красочно будут пересказывать принцип действия препарата все врачи, пациент представит лечение наглядно и сам поможет лекарству лучше работать.

Осторожные в комментариях, томские врачи все-таки не скрывают, что будут рады, если первым, кто изобретет лекарство от рака, станет их земляк и коллега. Смогли же наши ученые когда-то запустить в серийное производство "Кремлевскую таблетку" — почему бы им вновь не попробовать удивить мир очередным гениальным изобретением.

Обсуждение (75)