НАВЕРХ

Нежелающие «цветов жизни»

Иллюстрация с сайта www.authorsden.com

Тридцатилетние стоят в очереди на стерилизацию, в книгах Александры Марининой объясняется, что быть бездетной женщиной незазорно, в Интернете собираются сотни парней и девушек, желающих объявить миру, что они никогда не обзаведутся детьми. Все это – приметы нового явления – сознательного нежелания продолжать свой род.

Несколько лет назад в социологии появился термин DINK (Double Income No Kids - двойной доход, детей нет) для работающей семейной пары, решившей не заводить отпрысков. Сейчас такие люди называют себя childfree, по имени Интернет-сообщества, где обмениваются опытом. Причем в переводе с английского это означает не просто – «без детей», а «свободные от детей».

Новосибирцу Александру Вьюнкову уже 36 лет, а он не спешит обзаводиться потомством. В шутку говорит, что, либо еще не созрел для отцовства, либо уже перезрел: «Сложно не родить, а вырастить и воспитать – нужны чуткость, строгость, забота. Поскольку я слишком ответственный, то не могу позволить ребенку расти кое-как, а разумный баланс внимания я, скорее всего, не смогу ему дать. Видеть же, как на глазах у тебя растут чужие люди с твоей фамилией - не хочу».

Психолог Галина Смирнова объясняет: «Традиционная семейная модель меняется. Хлынула информация о «шведских» семьях, неполных семьях, семьях вообще без детей. С одной стороны, люди имеют право ни с кем не делить свое жизненное пространство. С другой - большинство чайлдфри молоды и склонны к нонконформизму. Другая прослойка чайлдфри – люди старшего возраста - не хотят растить детей по причинам более глубоким, чем борьба с установившимися идеалами».

Одной из причин «свободы от детей» они называют отсутствие родительского инстинкта. 32-летняя чайлдфри Елена Кадымова утверждает: «Люди думают, что женщины без детей – несчастные существа, завидующие матерям. Но надеяться, что орущий младенец разбудит во мне не зверя, а мать, с каждым разом все труднее. А заводить ребенка потому, что так принято, глупо и смешно. Мы добились права жить в гражданском браке без особого осуждения со стороны «бабулек-лавочниц», как-нибудь справимся и с правом жить для себя, а не для спиногрызов».

Есть среди приверженцев жизни без детей и те, кто этих детей… уже родил и нашел родительство не столь привлекательным. Чаще всего среди причин отказа от второго ребенка они называют обыкновенную бытовую неустроенность. «Я родила желанного ребенка, но потом увидела, насколько Новосибирск неприспособлен для его воспитания – дикие очереди в детские сады, лихачество водителей, отсутствие съездов для коляски на тротуарах, - говорит Ольга Ерофеева, мать 8-месячной дочери. – Я крепко подумаю, прежде чем решиться на второго».

Анна Скворцова, мать двоих детей, развивает тему сложности и неоднозначности явления: «Раньше я и сама стояла на позиции чайлдфри. У меня были родственники, которые жили не в пример лучше нас, хорошо зарабатывали, ездили в отпуск и вообще были крайне продвинутые и интересные люди. Детей у них не было, а были кошка и собака. И мне очень хотелось так жить. Сейчас отношение двойственное: с одной стороны, дети – это здорово, с другой - возможностей у таких товарищей больше, карьерных в частности. Хотя надо еще к чайлдфри прибавить мужфри, тоже мешает».

Интересно, что бывшие «чайлдфрики» видят в своем прошлом состоянии даже общественную значимость: «Пока я была чайлдфри, я многому научилась. Во-первых, я терпеть не могла детей. Я и теперь не могу сказать, что люблю чужих. Но я понимаю, как тяжело они достались, как с ними трудно. От этого раздражение практически исчезло. Еще я стараюсь вести себя так, чтобы людям от наличия у меня ребенка не было неудобно», - добавляет Ольга Ерофеева.

Полемика чайлдфри и «детных» обычно остра, что объяснимо – они только в самом начале ломки стереотипов. Поэтому их взаимные аргументы зачастую тоже детские. Первые приводят в пример перенаселенность планеты, «жуткое» физическое состояние женщин после родов и страшилки желтой прессы о том, как дети убивают родителей. Вторые – пресловутый стакан воды в старости и «родишь – поймешь». Маргарита Казанова, мать двухлетнего сына, отмечает: «Мне кажется, это глупо. В чем тогда смысл жизни - пожить для себя и все? Кроме того, есть инстинкты, от которых никуда не деться, как бы принципиально человек не был настроен». Антон Русанов, отец троих детей, продолжает: «У них просто душевная травма, которая не позволяет им получать удовольствие от продолжения рода. Примерно то же самое я думаю о геях – отклонение в нормальном развитии».

Мать годовалой Маши Наталья Колпина пытается найти компромисс: «Это вполне нормальное состояние - хотеть ребёнка, любить детёнышей, если они, правда, не шибко много нудят под ухом и по головам не бегают. Я не требую от людей, чтобы они дочь мою любили, но ради их спокойствия не буду наступать ей на горло посреди веселой песни в магазине. Те, кто потенциальных отпрысков ненавидит, пусть лучше тратит время не на переубеждение остальных, а на качественную контрацепцию».

Действительно, контрацепция – один из острых вопросов чайлдфри. Самым надежным считается стерилизация, женская (перевязывание труб) и мужская (перевязка семявыносящих протоков). В клинике «Уромедцентр» сообщают, что, по российским законам, стерилизация разрешена у мужчин старше 35 лет, имеющих 2 детей. Однако отмечают, что в других случаях есть шанс при обращении к юристу. Стоимость операции может достигать 15 000 рублей.

В любом случае – быть или не быть чайлдфри, стерилизовать или нет – выбор за сибиряками. Главное, чтобы этот выбор был совершен до того, как придется укачивать последствия.

Алена Евдокимова, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (43)