НАВЕРХ

Новый утильсбор: что изменится для покупателей иномарок

Автосалон
Фото: © Sibnet.ru
Новые правила расчета утильсбора на автомобили, вызвавшие недоумение и сопротивление в автомобильном сообществе, должны были заработать 1 ноября 2025 года. Минпромторг дал месячную отсрочку, но от намерения не отступил.

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.

Сейчас размер утильсбора рассчитывается в зависимости от объема двигателя и года выпуска. В сентябре Минпромторг выложил на общественное обсуждение документ, в котором предложил новый расчет. Базовая ставка должна формироваться на основании типа и объема двигателя, а дополнительный коэффициент — на основании мощности двигателя.

Льготный утилизационный сбор для физлиц станет распространяться только на машины мощностью до 160 лошадиных сил: 3,4 тысячи для новых автомобилей, 5,2 тысячи рублей — для авто старше трех лет.

Если лошадей больше, утильсбор изменится так:

Toyota RAV4 с двигателем 2,5 литра мощностью 205 лошадиных сил
Сейчас 3,4 тысячи рублей, станет 1,97 миллиона рублей.

Geely Monjaro 2 литра, 238 лошадиных сил
Сейчас 3,4 тысячи рублей, станет 842 тысячи рублей.

Соотношение голосов в обсуждении проекта было: «за» — чуть больше 600 голосов, «против» — больше 113 тысяч голосов.

Утилизационный сбор будут индексировать ежегодно. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков подсчитал, что в 2030 году утильсбор за машину старше трех лет, с мотором больше 3,5 литра, мощностью больше 500 лошадиных сил будет больше 10 миллионов рублей.

«Нет нигде в мире таких утильсборов. Во всем мире — это приблизительно 50 евро, которые уже включены в стоимость автомобиля», — комментировал автомобильный обозреватель Вячеслав Лысаков изданию «Бизнес Online».

Права и СТС подорожали с 1 сентября

Почему дали отсрочку

Новые правила утильсбора скорректированы не были, но власти дали отсрочку — до 1 декабря 2025 года.

Решение приняли, чтобы учесть интересы покупателей, которые заказали и оплатили машины с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил после публикации проекта постановления либо столкнулись с задержками в доставке машин из-за ажиотажа.

«То, что перенесли вступление в силу на месяц, ничего не решит. Люди закупили машины, оплатили, у кого-то они еще месяц будут идти, может быть, два. Они не успеют получить эти машины, выкупить и растаможить их без нынешнего утиля», — отметил Лысаков.

По его мнению, стоило бы ввести отсрочку хотя бы на год, чтобы люди поняли, потянут они или нет автомобиль по новым ценам.

По данным Минпромторга, авто с двигателем до 160 лошадиных сил составляют около 88% всего российского автопарка.

Бюджет приобретет или потеряет

Глава Минпрома Антон Алиханов обосновывал введение новых правил борьбой с «серыми» схемами ввоза, когда под видом импорта на физлицо (с уплатой утильсбора по льготной ставке) привозят автомобили для последующей перепродажи. А также стремлением снизить конкуренцию для отечественных производителей.

«Диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом и физическими лицами — он становится существенным. Это либо 5 тысяч рублей, либо 1 миллион и выше на новый импортный автомобиль. И у нас, к сожалению, сложилась ситуация, когда по итогам девяти месяцев этого года больше 73% ввезенных автомобилей были ввезены физическими лицами», — объяснял министр.

По расчетам, в 2026 году доходы от утильсбора вырастут в 1,5 раза (в 2025 году они заклыдвались на уровне 2 триллионов рублей). 

Но представители автомобильной отрасли считают, что бюджет только потеряет в сравнение с текущими доходами. Так как в последние годы у россиян стали популярны мощные автомобили. А повышение стоимости уберет их из массового сегмента и ввоз существенно упадет.

«Даже если взять усредненный таможенный платеж (за одну иномарку) в 800 тысяч рублей за ввозимый автомобиль, то потери федерального бюджета составят не менее 200 миллиардов рублей в год», — говорится в письме Национального автомобильного союза (НАС) министру финансов России Антону Силуанову.

За девять месяцев 2025 года частники ввезли 402 тысячи автомобилей, это более 70% от всех ввезенных из-за границы машин. Большая часть ввезенных физлицами авто — с двигателем мощнее 160 лошадиных сил. (Данные агентства «Автостат».)

Что будет с ценами на автомобили

Правительство не ожидает резкого скачка цен на автомобили после изменения механизма расчета утильсбора, заявил вице-премьер Денис Мантуров в интервью РИА Новости.

«Объявленные нововведения могут сказаться на стоимости частного ввоза так называемых "санкционных" иномарок. То есть автомобилей тех брендов, которые три года назад в одностороннем порядке ушли с рынка, переложив даже ответственность по обслуживанию уже находящейся в эксплуатации техники на российских преемников», — сказал он.

Основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль в интервью «Коммерсанту» предположил, что стоимость новых машин, особенно на модели с мощными двигателями, может вырасти на 10–20% в зависимости от сегмента и типа автомобиля.

Однако большинство автоэкспертов считают, что цены на мощные авто, включая почти весь китайский ряд, повысятся на 1-2 миллиона рублей. 

Еще по теме
На сколько дешевеет автомобиль за три года
Эксперт научил «на глаз» определять реальный пробег автомобиля
Стоимость ОСАГО достигла дна
Как выбрать стеклоомывающую жидкость
смотреть все
Обсуждение (6)