Психологическая драма «Гипноз» вышла в российский прокат. Новая картина режиссера Валерия Тодоровского — участник конкурсной программы недавнего Московского кинофестиваля и обладатель золотого «Святого Георгия» в категории «лучший фильм». Лента заигрывает с темой измененного состояния реальности, обещая традиционные для жанра сюжетные повороты. Насколько удался создателям фокус?Премьера в России: 15 октября 2020 года
Страна, производство: Россия, кинокомпания «Мармот-фильм»
Жанр: психологический триллер, драма
Режиссер: Валерий Тодоровский
Актеры: Максим Суханов, Сергей Гиро
Продолжительность: 110 минут
Бюджет: 100 миллионов рублей
Возраст: 12+
Сюжет: Финчер на минималках
Сюжет ленты выстроен достаточно камерно — в центре истории подросток с лунатизмом Миша (Сергей Гиро) и психотерапевт Волков (Максим Суханов), помогающий мальчику. Но от лекарств есть свой побочный эффект, Миша начинает терять чувство реальности. Вскоре ситуация усложняется — пропадает пациентка Волкова Полина, Миша начинает расследование.
Пытаясь найти пропавшую девушку, в которую он успел незаметно влюбиться, Миша все больше погружается в реальный кошмар. Однако как ему разобраться, где реальность, а где иллюзия, если подросток сам становится главным подозреваемым? Расследование переходит опасную черту — вдруг в пропаже Полины виноват доктор?
При просмотре вспоминаются триллеры Хичкока с пропавшими женщинами, а трейлер «Гипноза» временами напоминает эталонный триллер Дэвида Финчера «Игра» и еще один схожий по стилистике триллер — «Престиж» Кристофера Нолана. Тодоровский готов порадовать зрителей сложным сюжетом.
Съемки: метафора реальности
Валерий Тодоровский, приступая к съемкам «Гипноза», был уверен, что весь фильм — метафора того, как мы живем сегодня. Режиссер в детстве уже имел опыт общения с советским гипнотизером Владимиром Райковым, встреча впечатлила постановщика.
Тогда его больше всего удивила власть, которой обладал гипнотизер — он буквально управлял своими пациентами. Анализируя свой детский опыт, режиссер задумался: можно ли грубо вмешиваться в чужие жизни и насильно менять их к лучшему?
На съемки картины был приглашен известный финский оператор Жан-Ноэль Мустонен. Картина стала дебютной работой для актера Сергея Гиро, молодого парня из Красноярска. Начинающий актер справился «на пятерку». Съемки прошли в Москве, бюджет картины составил 100 миллионов рублей.
Оценки: уснуть на снегу
Рейтинг «Гипноза» на популярном сайте Kritikanstvo — всего лишь 61%, это достаточно слабо. Основные претензии критиков — несбалансированность сюжета, который недотягивает до заявленного в трейлере «умного триллера».
В рецензиях отмечается, что вполне живые персонажи мечутся между триллером, фантастикой и мистикой, что создает странное впечатление от происходящего. Кроме этого, некоторые сценарные повороты грешат появлением «бога из машины».
Известный критик Антон Долин считает, «Гипноз» — отнюдь не роман воспитания и не детектив с научной достоверностью. При этом он называет работу Тодоровского «правдивым психологическим кино, с флером зимней московской депрессии». Впрочем, мэтр отмечает, что это не совсем уверенное и определившееся кино, напоминающее запутавшегося подростка.
Стоит ли смотреть
Старт «Гипноза» явно прошел успешно — зритель получил тягучий и немного странный триллер, который заставляет подумать после просмотра. Насколько важна вседозволенность при общении даже с самыми близкими людьми? Как глубоко можно проникать в чужую интимную жизнь?
Тодоровский не следует по артхаусным пустошам Линча или холодным тропам Финчера — он идет где-то посередине. «Гипноз» достаточно медленен, чтобы не стать остросюжетным, но при этом назвать его скучным и медитативным нельзя, он держит в напряжении.
Кажется, если бы в России была своя премия «Оскар», то молодой актер Сергей Гиро обязательно получил бы номинацию в категории «лучший актер» — ему отлично удалось влезть в шкуру мятущегося молодого человека, в каком-то смысле харизматичного и странного.
Тодоровский снял фильм о том, как жизнь медленно утекает сквозь повседневность. Зритель понимает, что жизнь — это сон, в котором человеком управляют внешние силы. При этом эти силы могут быть разные — от фокусников, дергающих за нитки, до героев, которые отказываются манипулировать другими.
Фильм «Гипноз» эффектно вовлекает в чарующий визуальный и сюжетный сон. Медленный темп не мешает насладиться перипетиями сюжета. Да, новая работа Тодоровского очень неровная, но персонажи в ней живые, а история талантливо прописана. Российские зрители обязательно получат пищу для размышлений.