НАВЕРХ

Тормозные колодки: чем на самом деле отличаются японские детали

Требования автовладельцев к тормозным колодкам, как правило, просты: служить должны долго и тормозить — надежно. Однако чтобы выполнить эти требования, над качеством деталей тормозных систем работают научные лаборатории по всему миру. И не случайно, как отмечает технический специалист Nisshinbo Денис Двали, при разработке и изготовлении «простых» колодок сегодня применяют отнюдь не простые технологии.

Производителям тормозных колодок приходится подстраиваться под специфические требования потребителей разных стран. «Основная задача европейских тормозных колодок – спасти жизнь, все нацелено на это. Так, европейские колодки, тот же немецкий Textar, производятся с учетом необходимости обеспечить адекватное торможение со скоростей свыше 200 км/ч на европейских автобанах», — говорит Двали.

Прочие свойства колодок тут отступают на второй план. Например, европейские колодки больше делают диски машины пыльными, это хорошо заметно. А для японцев, помимо безоговорочной безопасности тормозов, не менее важен комфорт при работе – отсутствие шума и пылеобразования. «Плюс японцы высоко ценят износостойкость колодок. Вот почему европейские тормоза более жесткие, резкие, а японские – более комфортные и долговечные. Впрочем, в эпоху глобализации идет сглаживание различий», — добавляет собеседник.

Японские корни

Специфику создания и применения японских тормозных комплектующих можно проследить на примере одного из ведущих японских производителей, работающих в этом сегменте рынка – компании Nisshinbo.

Исторически Nisshinbo – поставщик компонентов тормозной системы на конвейеры японских автозаводов: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Honda, Mazda, Subaru и других. Бренду с самого начала своего существования пришлось решать серьезную концептуальную задачу: совместить в своих колодках надежное торможение, отвечающее в том числе и европейским требованиям, с запросом азиатских потребителей на комфортность и долговечность.

Для минимизации шумов при торможении были разработаны фрикционные смеси из экологичных NAO-композиций, которые встречаются в большей части продукции Nisshinbo. Использование таких NAO-материалов, как заявляет производитель, также значительно снижает пыльность и повышает износоустойчивость колодок даже несмотря на отсутствие добавок стальных компонентов во фрикционной смеси.

«Сначала во всех цивилизованных странах запретили использовать асбест, являющийся канцерогенным веществом. Потом запретили свинец, теперь очередь за медью. А ведь медь – традиционный компонент для азиатских колодок, раньше её содержание в составе фрикциона могло превышать 5%. США и Европа сейчас подводят к тому, что надо придумать фрикционный материал, который вообще не будет содержать меди», — рассказывает представитель Nisshinbo. Ходовка и бактерии: как подготовить машину к лету

По его прогнозам, к 2020 году медь совсем запретят: «Европейские колодки имеют в своем составе сталь, тогда как в азиатские колодки всегда изготавливались без стали – её частично заменяла медь. Поэтому задача производителей – разработать такую смесь без стали и меди, чтобы она могла обеспечивать надлежащий уровень характеристик. Это непросто, но такие колодки, которые на 100% не содержат меди, у нас уже есть».

Без шума и пыли

Для достижения бесшумности при «легких» торможениях в колодках Nisshinbo применен такой конструктивный прием как скос краев фрикционных накладок. Сейчас прямой скос эволюционирует в полукруглый – эксплуатационный эффект применения этого оригинального решения сохраняется практически до полного износа накладки.

Часто на колодках Nisshinbo можно заметить паз, словно разрезающий фрикционную накладку. Смысл такого конструктивного решения – сдвинуть частоты резонансных колебаний этого узла в область, которая не воспринимается человеческим ухом. Кроме того, такой паз служит увеличению долговечности колодки, поскольку препятствует образованию и распространению трещин во фрикционной накладке.

В настоящее время паз Nisshinbo выполняется по диагонали. «Сам паз нужен для того, чтобы во время торможения колодка не разрушалась при нагреве, – поясняет Денис Двали. – Испытания наших инженеров показали, что диагональный, J-образный паз в этом плане гораздо более надежен, плюс такое конструктивное решение приводит к лучшему снижению шума при торможении. Поэтому компанией было принято решение постепенно перевести производство всех колодок на новую технологию. По сути, все эти изменения внесены для повышения комфорта автовладельцев».

Многие колодки Nisshinbo комплектуются противоскрипными пластинами. Их устанавливают на многие модели на автосборочных производствах по всему миру. Однако далеко не все производители автозапчастей комплектует этими аксессуарами свои колодки, предназначенные для розничной продажи, предпочитая продавать их отдельно.

Чем японские колодки лучше?

Качество японских колодок во всем мире ценится выше, чем европейских. Почему? Как отмечают в компании, можно разработать замечательную колодку, практически идеально работающую с точки зрения большинства автовладельцев. Но если будет хромать качество ее изготовления на производстве или оно будет «плавать» от партии к партии, потребитель будет обходить ее стороной.

И японцы прекрасно об этом осведомлены. И, как правило, у них лучше отлажена автоматизация технологических процессов, оборудование на заводах стоит более современное. 

При этом визуальный контроль качества все равно ведется. «Контроль осуществляется по партиям. Из каждой партии как минимум трижды берутся экземпляры колодок для проверки – в начале выпуска партии, в середине и непосредственно перед сменой пресс-формы», — уточняет Двали.

Детали проверяют визуально и тактильно, а вот геометрические параметры оценивают с помощью лазерных приборов. Плюс специальная проверка компрессионных свойств и прочности фрикционного материала.

«Отдельно испытывают прочность крепления фрикционной накладки: пытаются её оторвать при помощи специального пресса. Готовая продукция проходит различные тесты в реальных условиях, для этого у Nisshinbo есть свой испытательный полигон в городе Асахи. Вообще производство тормозных колодок – большая ответственность, поэтому контроль за качеством в Nisshinbo осуществляется по особо строгим стандартам», — заверяет собеседник.



Фото: © предоставлены Nisshinbo
Еще по теме
Стартовали продажи первого электрокара Xiaomi
Автомобили подорожали в 1,5 раза за два года
Перечислены самые аварийные автомобили такси в России
АвтоВАЗ начал продажи «драйверской» Lada Granta
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (0)