НАВЕРХ

Американские санкции оставили самолет МС-21 «без крыльев»

Фото: © (с) Корпорация "Иркут"
Санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного «черного крыла» самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России.

Для выпуска аналога нужны длительные работы и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК этот вариант рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. 

Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 миллиардов рублей. МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. 

Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки.

«Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее», — цитирует «Коммерсант» одного из собеседников, причастных к производству МС-21.

Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести опытно-конструкторские работы и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», которые согласились участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21. Но по мнению экспертов, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты.

Третий вариант — избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет» композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера. Также замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках. 

В «Ростехе» называют проблему «надуманной», так как есть надежные зарубежные поставщики композитов, и есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается, сообщили в «Ростехе».

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. 

Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. 

Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR-929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».

Еще по теме
Алюминий и никель подскочили в цене из‑за санкций против России
Крупнейшие банки Китая перестали принимать платежи из России
Госдеп назвал «очень талантливым» экономическое руководство России
Провал санкций против России объяснили ловушкой большой страны
смотреть все
Обсуждение (34)