НАВЕРХ

Американские санкции оставили самолет МС-21 «без крыльев»

Фото: © (с) Корпорация "Иркут"
Санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного «черного крыла» самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России.

Для выпуска аналога нужны длительные работы и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК этот вариант рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. 

Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 миллиардов рублей. МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. 

Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки.

«Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее», — цитирует «Коммерсант» одного из собеседников, причастных к производству МС-21.

Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести опытно-конструкторские работы и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», которые согласились участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21. Но по мнению экспертов, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты.

Третий вариант — избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет» композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера. Также замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках. 

В «Ростехе» называют проблему «надуманной», так как есть надежные зарубежные поставщики композитов, и есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается, сообщили в «Ростехе».

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. 

Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. 

Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR-929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».

Обсуждение (34) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (34)
Добавить комментарий