
В российский прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов этого лета — военная драма «Дюнкерк» режиссера Кристофера Нолана, основанная на реальной истории спасения 350 тысяч британских солдат в самом начале Второй мировой войны.
В 1940 году солдаты британских, бельгийских, канадских и французских войск оказались в окружении немецкой армии на пляже у города Дюнкерка и чудом спаслись. В Англии эту историю знают все — от ребенка до старика. Считается, что если бы план по эвакуации провалился, Великобритании пришлось бы капитулировать перед Гитлером.
Нолан задумал снять фильм о тех событиях 20 лет назад, однако все эти годы терпеливо ждал подходящего случая. И вот теперь один из культовых режиссеров современности переосмыслил события 77-летней давности, вложив в ленту мощное авторское высказывание. К слову, «Дюнкерк» — десятая по счету картина Нолана, однако впервые она основана на реальности.
Лучший фильм о войне
Кажется, в современном кино нет ни одного режиссёра, фанаты которого готовы устроить публичное линчевание за критику творчества своего любимца. По всей видимости, это не помешает новому фильму Кристофера Нолана собрать в следующем году урожай из «Оскаров» за, возможно, самый важный фильм в карьере.
Впрочем, «Дюнкерк» разделит аудиторию пополам — многие будут упрекать автора в отсутствии драматургии, в топтании на месте и победой формы над содержанием. Если вы пришли смотреть традиционное кино о войне — все претензии будут обоснованными.
Любому зрителю, который сядет в кресло в зале IMAX, нужно решить для себя: готов ли он смотреть, возможно, самый необычный фильм года или нет. Ведь «Дюнкерк» — отнюдь не рядовое кино. Это сногсшибательный эксперимент, как капсула 7D в любом ближайшем торговом центре.
Не случайно лента снята на пленку в потрясающем 70-миллиметровом формате. Нолан ищет новые формы и погружает зрителей в самое пекло войны без оторванных конечностей, лишнего пафоса и морализаторства, как в недавнем «По соображениям совести» Мэла Гибсона.
Нолан не пытается играть и в Стивена Спилберга, отправлять солдат на спасение своего условного рядового Райана, а предпочитает наблюдать за событиями со стороны. С самого начала режиссер задает невероятный ритм, не позволяя расслабиться ни на секунду.
Бессюжетность компенсируется несколькими выдающимися эпизодами, где не замолкающее тиканье часов помогает погрузиться в картину и застрять там на 106 минут. Учитывая предыдущие работы автора — почти короткометражку.
При этом Кристофер Нолан делает кино для массовой аудитории, которое легко можно показать даже подросткам. И этот подход в корне отличает «Дюнкерк» от предыдущих высокобюджетных фильмов о войне. Критики фильму аплодируют — он уже получил 96 баллов на агрегаторе критических мнений Metacritic, что делает его одним из лучших военных картин.
Солдаты вернутся домой
По форме «Дюнкерк» не военный блокбастер, а авторское кино. События в картине показаны с трёх точек зрения. Трёхактная структура нужна режиссёру для того, чтобы посмотреть на происходящее с разных углов. По сути, это кино без главного героя, где с десяток первоклассных актёров одновременно пытаются сделать самое главное на войне — выжить.
«Дюнкерк» — фильм-ситуация. Сама эвакуация 400 тысяч человек с относительно небольшого берега здесь главная цель, которая и должна сосредоточить на себе внимание зрителей. Герои сражаются за свою жизнь в разных стихиях: земле, воде и на небе.
Первая история укладывается в сутки, вторая в несколько часов, третья — в час. Суровый Том Харди, ведущий сражение в воздухе, за весь фильм не произносит ни слова, его лицо закрыто маской. Тут актёру не привыкать: после роли Бэйна в «Тёмном рыцаре» у того же Нолана.
Лучший персонаж картины в исполнении умницы Майка Райнелса вместе со своим напарником плывут на своём небольшом судне спасти хоть одну жизнь, при этом жертвуя другими. Кэннет Брана в роли адмирала отвечает за судьбу сотен тысяч солдат.
Зритель — один из застрявших солдат на берегу. В «Дюнкерке» немецкие солдаты так и не появятся. Герои вынуждены бороться с обстоятельствами, а не конкретным врагом. В конце концов, Нолан напоминает, что в окопах под огнём нет атеистов, а главное в военном деле — возвратиться живым домой.
СМОТРЕТЬ В КИНОТЕАТРАХ НОВОСИБИРСКА>>
Герои?
А в чём их героизм-то? В позорном бегстве перед лицом РЕАЛЬНОЙ опасности, которую представляли из себя РЕАЛЬНЫЕ военные Германии?
"Герои", твою маму...
Это хорошо там, сидя у себя на острове, объявлять "войну" Германии в сентябре 1939, да... Только вот с РЕАЛЬНЫМИ немцами как-то сцыкатно встретиться "героям".
Вот настоящий герой!
Существует мнение, что во время подписания капитуляции Германии фельдмаршалом Кейтелем, он удивлённо ухмыльнулся и сказал:
- Что? И эти нас тоже победили?©
Имея ввиду Францию, конечно же.
Технически, конечно всё БЕЗУПРЕЧНО, "Спитфайр" от "мессершмитта" отличит даже ребёнок, масса техники, кораблей. Сам фильм построен так, что снимают как бы про одно и тоже, но с разных ракурсов. Война везде- на земле, в небесах и на море.
Кроме того, Нолан играет временем,-для пехотинцев это недельный ад бомбёжек и обстрелов, превративший рассудительных и вменяемых людей в стадо животных, апатично ожидающих своей участи, инстинктивно готовых убить и убивающих ради собственного спасения.
Для лётчиков всё предельно сжато до одного часа или чуть более, именно настолько, насколько хватит топлива в твоём истребителе. Тоже вначале, как мы, летали тройками " -Где командир?-А вон он в волнах.
-Отметь место падения."-третий оказывался лишним...И за этот час, тебе нужно решить-оставлять ли топливо для дороги домой?
Для гражданских, на утлом судёнышке всё укладывается в один день, один из десяти дней спасения собственной армии. День когда ты можешь ответить на вопрос,-"что ТЫ сделал для Победы?"
И вот в конце фильма, все эти три сюжетные и временные линии сходятся, сплетаются и появляется ощущение целостности.
Необычно показан враг,-его вроде бы нет, но он настойчиво и целенаправленно пытается вас убить...Абсолютно не раскрывается, какая бы то ни было индивидуальность героев, ни то как воевали, ни то как жили до событий показанных в фильме, просто масса людей, в силу трагических обстоятельств(военной катастрофы), собравшихся в одном месте.
Так видит войну Кристофер Нолан, мне понравилось.
Наш эквивалент, будет убийственно ужасен, если показывать историю так, какая она есть на самом деле... К примеру, Таллинский переход 1941 года-переход Балтийского флота в Кронштадт. Если в Дюнкерской операции союзники потеряли около 2 тыс солдат и матросов, то мы около 11 тыс человек, из них 4500 гражданских. Если посмотреть на оборону Севастополя 1941-1942 годов, то окажется что эвакуировали только высший командный состав-около 1700 командиров, остальных-Приморскую армию бросили умирать без средств к сопротивлению, в результате около 78 тыс человек попало в плен...Это ещё более печалит, когда в фильме Нолана адмирал смотрит в бинокль, видит приближающиеся гражданские суда, и на вопрос " -Что вы там видите, сэр?", отвечает"-РОДИНУ!" Так что масштабы НАШЕЙ трагедии несоизмеримо больше.
Не считают у них бегство-героизмом! Черчилль как сказал, по поводу операции "Динамо",- "...эвакуациями войну не выигрывают". Вы поймите, ГЛАВНОЙ целью операции было СПАСЕНИЕ кадровой армии, если бы англичане её потеряли, это привело бы к вторжению, в саму Англию. И героизмом в Дюнкерке, уже поздно было что либо решать,-их к морю прижали...А подвоз снаряжения морем, та ещё задача. Да, советский приказ,-"Стоять насмерть", положил бы, возможно, десятки тысяч фрицев, но и сотни тысяч обречённых англичан. Которые уже никогда бы не помогли своей Родине...Выше я приводил примеры, из нашей истории, как у нас проводились эвакуации и каких жертв это стоило нам.
Героизма хватало и в Дюнкерке, вы вспомните начало фильма где молодой английский солдат, бросив своё оружие, забегает в расположение французских войск, занявших оборону на уличной баррикаде. Укоризненные взгляды французских солдат, направленных на англичанина, словно спрашивающие,-"Драпаешь, да?" Для него то уже, хотя война и не закончилась, но лицом к лицу с фрицем он уже не встретится. Как вам остаться в обороне, перед лицом врага, зная что вы сами до эвакуации скорее всего не доживёте. Там есть и эпизод, показывающий что французских солдат, на английские спасательные суда не брали. Сперва своих, потом остальных... Кстати, около 20 тысяч французских солдат, прикрывавших отход союзных войск попало в плен к немцам. Именно благодаря их самоотверженным действиям, удалось провести эвакуацию.
Но, главные ГЕРОИ фильма даже не солдаты, а те простые граждане, которые откликнулись на призыв правительства, помочь спасти тех, кто по долгу службы, был призван их защищать. Сейчас, это называется консолидацией общества.
Это их история, их страдания, их жертвы так что давайте, не будем судить их с позиций нашего менталитета, нашего понимания подвига и героизма. А вот что НАДО действительно сделать, так это НАУЧИТЬСЯ снимать СВОИ военно-исторические фильмы, которые ПОКАЖУТ, весь ужас и трагедию, несоизмеримые жертвы нашего народа, нашей страны. Увы, этому придётся учиться заново...