НАВЕРХ

«Когда же ты повесишься?»: последний суд Конькова

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Купить иллюстрацию
Приговор по громкому делу об убийстве школьницы Карины Залесовой вынесли в Новосибирске в понедельник. Активисты пожелали обвиняемому сгнить в местах лишения свободы, а адвокат подростка объяснила, почему обжаловать решение суда — принципиально.

Десятиклассница Карина была найдена зарезанной прошлым летом в доме знакомого сверстника Марка Конькова. Его и обвинили в убийстве с особой жестокостью. Следствие установило, что обвиняемый не менее 25 раз ударил девочку ножом.

Дело рассматривалось по существу в Первомайском районном суде с начала лета этого года. Вёл его председатель суда Геннадий Громов. В октябре стало известно, что приговор вынесут в последний день месяца.

Более чем за час до заседания тесные обшарпанные коридоры суда начали наполняться прессой и общественниками. Последние, вопреки обыкновению, стояли молча — как позже пояснили, только до приговора.

В течение всего года следствия и суда группа неравнодушных новосибирцев неоднократно собирала митинги. Сначала их целью было перевести обвиняемого из-под домашнего ареста в СИЗО, после — рассмотрение дела в особом отделе и переквалификация его на «особую жестокость».

По закону Конькову в день приговора предоставлялось последнее слово, но говорить обвиняемый, как сообщили участники закрытого заседания, отказался. Подростка в ярких белых кроссовках и просторном спортивном костюме с капюшоном провели под конвоем в зал и обратно. Судья Громов ушёл в совещательную комнату.

На оглашение резолютивной части приговора пригласили всех желающих: несмотря на то, что сотрудники суда предусмотрительно вынесли из зала все скамейки, не все смогли даже вместиться в кабинет.

Лечение и миллионы

«Несовершеннолетний Коньков обвиняется в том, что с особой жестокостью причинил смерть несовершеннолетней Залесовой … Признать виновным и назначить наказание сроком на девять лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии», — зачитал приговор Громов.

По информации судьи, в срок Конькова будет включено то время, которое он провёл под домашним арестом и в следственном изоляторе — таким образом, в колонию он попадёт менее чем на восемь лет. После совершеннолетия обвиняемого ждёт общий режим.

«Конькову Марку Игоревичу назначить принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного лечения у психиатра по месту отбывания наказания», — добавил председатель суда.

Во время следствия подросток прошёл три экспертизы, в том числе и в известном столичном институте имени Сербского. Конькова признали вменяемым, но некоторые отклонения, в частности, садистские наклонности, у него всё же нашли.

Дополнительным наказанием стало то, что семья Коньковых выплатит родителям Карины 2 миллиона рублей за моральный ущерб и более 300 тысяч рублей — на возмещение материальных расходов. Чтобы гарантировать это, суд оставил имущество Коньковых под арестом.

«Когда же ты повесишься?»

Марк заслушал приговор, закрыв лицо белым листом бумаги. На вопрос судьи о том, всё ли ему ясно, обвиняемый ответил «Да» — это было его единственное слово за время заседания.

А вот поддерживающие родителей убитой девочки общественники в выражениях себя не ограничивали. «Тварь!», «Мразь!», «Когда же ты повесишься?», «Чтоб ты сгнил там!» — выкрикивали они на выходе из зала. После слова «Гон...н» одного из активистов задержали, чтобы составить протокол об административном правонарушении.

Родные Карины, выходя из суда, не скрывали слёз. «Понимаете, что бы ни произошло, ребёнка мы всё равно не вернём никогда. Поэтому, ему какой бы срок ни дали, ребёнка-то у нас не будет», — говорила мама Карины Юлия Тагильцева.

Девочка была единственным ребёнком в семье. «Мы пока не готовы сказать, будем обжаловать (приговор), не будем… Но мы, по крайней мере, рады, что добились справедливого наказания», — сказала Тагильцева.

По её словам, законный представитель обвиняемого, его отец Игорь Коньков, не пытался пообщаться с потерпевшими. «Он только пытается оскорблять, угрожать», — добавила собеседница.

Коньков-старший, которого общественники обвиняли в попытках «купить следствие», покинул суд до окончания заседания. Время в перерывах он провёл в дальнем конце коридора наедине с адвокатом. Как она позже пояснила, «всё было понятно заранее».

«Я вообще удивляюсь, как наша семья вся выжила, не помешалась, ничего … Правильно Юля сказала — нам никогда не вернуть. Она единственная наша куколка, красавица, умница была, добрая, ласковая. Я не знаю такого человека, это ангел был, понимаете, у нее, в самом деле, лицо грустного ангела. У нас законы какие-то супермягкие. Я понимаю, что он несовершеннолетний, но он несовершеннолетний зверь», — добавила бабушка Карины Галина Залесова.

Что смягчило наказание?

Гособвинение просило для Марка 9,5 года колонии. Как пояснила после приговора прокурор Анжелика Егорова, смягчающими обстоятельствами стали возраст подсудимого, частичное признание вины (Марк сказал, что убил Карину, но не считает преступление особо жестоким), а также то, что, согласно заключению эксперта, Коньков нуждается в принудительном психиатрическом лечении.

«Девять лет — это, на взгляд обвинения, достаточное наказание», — прокомментировала Егорова, уточнив, что мотивы суда пока не ясны, так как мотивировочная часть решения озвучена не была.

«Я считаю, приговор адекватный, исходя из законодательства, судейской практики. Что касается справедливости — вопрос относительный. Закон у нас не позволяет в подобных случаях давать наказание свыше 10 лет лишения свободы, поэтому это 90% от максимально возможного наказания … В данном случае мы довольны, что суд согласился с квалификацией (убийство с особой жестокостью)», — высказал своё мнение адвокат родителей Карины Денис Садовский.

Дело принципа

Неожиданное мнение высказала защитник подсудимого Ирина Нохрина. По её словам, пытаться изменить наказание смысла нет, но квалификацию на обыкновенное убийство поменять необходимо.

«Приговор был весьма предсказуем. Все прекрасно понимали, какой будет приговор. Мы прекрасно понимали, что останется вторая часть (с особой жестокостью) и наказание будет в районе восьми-девяти лет. По наказанию приговор обжаловаться не будет … будет обжаловаться по квалификации. Мы считаем, что квалифицирующего признака — особой жестокости — нет», — сказала Нохрина.

Адвокат уточнила, что её подзащитный с самого начала признавал свою вину, но не называл своё преступление особо жестоким.

«На наказание это никак не повлияет, это просто принципиальная позиция. Любое убийство подразумевает мучения и страдания. Любое абсолютно», — объяснила защитник.

Уже уходя, адвокат добавила, что так принципиален этот момент не для защиты, а для самого подсудимого. Защитник Залесовых Садовский в свою очередь заявил, что потерпевшие будут протестовать против такого решения стороны обвиняемого.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Тема: Убийство школьницы Карины
Родителей убийцы Карины освободили от выплаты ущерба
Убийцу школьницы Карины в Новосибирске нашли в колонии с ранением
Дело об убийстве школьницы Карины пересмотрят
Семья убийцы школьницы Карины обжаловала решение суда о выплатах
смотреть все
Обсуждение (55)