Туристы в Горном Алтае, особенно иностранцы, нередко становятся объектом веселья среди местного населения. Инструктор Яков Зяблицкий рассказал о некоторых традиционных розыгрышах и о том, как "дети цивилизации" сами умудряются попадать в нелепейшие ситуации: ищут электричество на березах, тушат окурки огнетушителями, сжигают свою обувь в костре...
Где в тайге розетки?
Шел многодневный сплав по бурной Катуни, и группа туристок из Питера ночевала в тайге. Разбили палатки, развели костер. Яков готовил ужин, то и дело отвлекаясь на вопросы и про себя усмехаясь восторженным ахам и охам.
Две барышни попросили нагреть воды, чтобы смыть с себя пыль и грязь дневного перехода. Накормив оголодавших туристов сытным ужином, он вскипятил воду в большом железном ведре. Девушки, ополоснувшись и вымыв волосы, скрылись в палатке.
Группа расселась у огня, приготовившись слушать невероятные истории и легенды, запас которых у Якова, кажется, не иссякает никогда. И тут клапан палатки откидывается, и перед компанией появляются девушки с феном.
"Яша, а где тут взять электричество?" — как ни в чем не бывало спрашивают они, не понимая, почему сидящие у костра вдруг начали шептаться.
Кто-то из находчивых попутчиков, вспоминает собеседник, тогда удачно пошутил, что "видел розетку во-о-он за той березой". Минут 40 горожанки искали, куда бы включить фен. Исцарапались о кусты и высокую траву, вернулись в лагерь ни с чем. И вдруг к своему удивлению узнали, что электричества, оказывается, в тайге нет.
Еще был случай с парнишкой, который взял с собой на конный маршрут лишь одни кроссовки, не послушав совета о резиновых сапогах и нескольких запасных парах обуви. Группа до самого вечера пробиралась сквозь высокую траву. Яков не смог вспомнить, то ли трава вся была в росе, то ли недавно прошел дождь, но как итог — к вечеру ноги парня промокли насквозь.
Встал вопрос, как сушить обувь. И тут отличился сопровождающий группу конюх, вспоминает инструктор, едва сдерживая смех.
"Бросаешь в костер, считаешь до пятнадцати и вытаскиваешь", — пошутил тот. Не задумываясь, горожанин швыряет кроссовки в огонь и даже начинает считать… Запасную пару для горе-туриста искали всей группой. И даже нашли у более запасливых попутчиков. Однако парнишка навсегда стал частью инструкторского фольклора.
Автостопом по Катуни
Сплавляется по реке тургруппа на нескольких рафтах, а впереди среди бурного потока торчит скальный выступ. На камне сидит человек в полной экипировке и словно бы ждет чего-то. Удивленные туристы гудят, толкают друг друга в бока, перешептываются. В итоге раздается ожидаемый вопрос: "Зачем сидит? Кто такой?". И совершенно фантастический ответ: "Просто человек. Рафт рейсовый ждет, у нас ходят тут по расписанию".
На самом деле это другой инструктор, специально уселся перед проходом тургруппы. У них, инструкторов, такой профессиональный юмор.
После произошла история, которую Яков запомнил особенно. Во время стоянки парень и девушка из его группы поругались, и девица громко объявила, что "уйдет автостопом по Катуни". Попутчики посмеялись, а она на самом деле взяла жилет с каской и ушла к берегу.
До места назначения — два дня, сотовой связи тогда в этих местах еще не было, а девушка пропала. Своими силами найти не смогли, вернулись на базу. А она здесь уже поджидала команду. Оказалось, на самом деле уехала автостопом: шел мимо рафт, девушка "проголосовала", ее подобрали и довезли до места.
Туристы, вообще, часто воспринимают слова инструкторов как руководство к действию. А те с удовольствием этим пользуются, а потом травят байки.
Так, парень однажды спросил, зачем при сплаве огнетушитель. Яков ответил, что, мол, если покуришь, то в целях безопасности на рафте, где все легко воспламеняется, лучше тушить огнетушителем. Тот, докурив сигарету, так и сделал — спустил на окурок весь огнетушитель.
Посвящение в туристы
Кульминация любого тура в Горном Алтае — обязательное посвящение в туристы. Оно происходит уже после того, как группа вернулась на базу из сложного перехода.
Яков говорит, что такие празднества особо нравятся зарубежным гостям, для них алтайский отдых — экзотическое приключение, которое запоминается на всю жизнь. И к посвящению, в отличие от инструкторов, они относятся всерьез.
Как правило, к моменту посвящения иностранцы уже умеют выражаться с использованием русского мата. И вот как раз здесь они получают возможность по полной продемонстрировать свои новые языковые познания.
Например, им предлагается продемонстрировать, как они научились справляться с тяготами походной жизни: ставить палатки, в полном обмундировании (в спасжилетах, касках, с веслом) преодолевать полосы препятствий.
Песчаный пляж, забивают два колышка, поперек кладут тонкую палочку и сверху — стакан с водой. В экипировке, не расставаясь с веслом, турист должен проползти снизу, не задев сооружения. Это, конечно, мало кому удается. Ледяная вода из стакана льется за шиворот, "жертва" ворчит или матерится, но никогда не выглядит обиженной.
А еще непременно нужно отведать "вкусной" походной каши, пересоленной, переперченной, или гречки с сахаром. Едят, морщатся, но все выглядят довольными и гордыми: удалось доказать, что ты теперь настоящий турист, рассказывает, улыбаясь, инструктор.