Жительницы Новосибирска обращаются в банки, прокуратуру, полицию, СК и Роспотребнадзор с заявлениями на ООО «ЯрМарка красоты» (торгует косметикой Mon Platin) в надежде, что таким образом им удастся вернуть покупку и отказаться от кредита, взятого на приобретение косметики. Все заявительницы утверждают, что при оформлении кредитного договора они по каким-то причинам не осознавали того, что делали. Сценарий во всех случаях описывается почти одинаковый.
«Сперва они очень упорно две недели приглашали меня на бесплатную процедуру. Думала отдохнуть — у меня ребёнок на инвалидности, муж и свекровь отказались, стрессовое состояние. Мне сделали какую-то процедуру на волосы, привели к врачу-трихологу и сказали: вы скоро облысеете, дочка в детский сад пойдёт, а у неё будет лысая мать», — рассказывает одна из клиенток «ЯрМарки красоты» Анжелика.
Теперь она убеждена, что это был целенаправленный «психологический штурм мозга». «Там такая громкая музыка была, ужасная, я очень устала за несколько часов. Я что-то подписала, даже не глядя. Уже выйдя из салона, я осознала, что это кредит», — продолжает собеседница.
По словам и еще нескольких девушек, о кредите им не рассказывали, и о том, что перед ними сидит представитель банка, не предупреждали. Роспотребнадзор, который уже провел проверку по ряду обращений в Новосибирске, выявил нарушение со стороны компании в одном — продавец не предоставил клиенту необходимой информации о товаре. Это подпадает под статью 14.8 КоАП РФ и наказывается штрафом в размере 5-10 тысяч рублей.
«Учитывая, что в Управление продолжают поступать жалобы граждан на навязывание им приобретения (в том числе, посредством заключения договоров по займу, кредитных договоров) парфюмерно – косметической продукции, реализуемой ООО «ЯрМарка красоты», рекомендуем потребителям перед оплатой товара, заключением (подписанием) каких-либо договоров, внимательно ознакомиться с информацией о цене товара, условиях его приобретения...», — говорится в сообщении Роспотребнадзора.
Ведомство также предупреждает, что парфюмерно-косметические средства надлежащего качества относятся к категории товаров, не подлежащих возврату или обмену.
От местной компании-продавца получить комментарии не удалось. Как пояснили в головном офисе дистрибьютера косметики, общение с прессой — их прерогатива. «Роспотребнадзор при проверке обнаружил отсутствие прайс-листа на ресепшене компании. Эта проблема уже устранена — прайс-лист находится на ресепшене», — пояснила Sibnet.ru руководитель пресс-службы компании-дистрибьютера Mon Platin в России Ольга Кирсанова.Юрист, которая пытается помочь некоторым «обманутым» девушкам, Надежда Яншина, также как Роспртребнадзор, обращает внимание на недостаточность информации. По её словам, по закону о правах потребителей, продавец обязан предоставить покупателю всю информацию о товаре, чего сделано не было.
«В ситуации, когда вместе с договором купли-продажи косметики нужно подписать и кредитный договор, — это именно навязывание услуги, так как вы вынуждены еще и переплачивать завышенные проценты банку за пользование кредитом. А при равных прочих условиях вы могли бы выбрать сами в каком банке взять кредит. А вам просто навязали банк и сумму кредита», — добавила Яншина.
Кредитные договоры, по свидетельствам возмущенных покупательниц, заключаются с разными банками. При этом нет ограничений по платежеспособности тех, кто покупает косметику: кредиты, уверяют они, оформляются даже на безработных женщин. А минимальная сумма заказа на косметику (и кредита) составляет 40 тысяч рублей, которые с процентами превращаются в 60.
Роспотребнадзор разъясняет, что в случае, если «если продавец совершал действия к понуждению заключения договора, сделка совершалась под влиянием заблуждения или обмана, то обязать продавца расторгнуть договор и соответственно вернуть деньги за уплаченный товар, возможно в случае наличия доказательств о данных фактах, которые устанавливаются в судебном порядке».
«Зачастую продавцы бывают недобросовестными, как правило, они не складывают деньги на счёт одного юридического лица. Боюсь предположить, но они, вероятно, изначально знают, что продают. И покупателей может постигнуть разочарование, когда после суда окажется, что на счёте компании денег нет. А факт неполного информирования доказать тяжело», — прокомментировал президент Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов.
Также сложно, даже практически невозможно доказать главное «обвинение» покупательниц косметики, что договоры они подписали против воли под психологическим или даже гипнотическим воздействием. А некоторые девушки в плюс к этому утверждают, что в чай и кофе, которые обязательно предлагают в салоне, что-то подмешивают.
«Не улавливаешь смысла информации, которая до тебя доносится. Если девушки видят, что ты пришёл в себя, то предлагают чай или кофе. После этого появляется состояние лёгкости и эйфории, а потом очень сильно болит голова», — говорит покупательница чемоданчика с косметикой Галина.
Представитель головного офиса компании Ольга Кирсанова на это ответила, что подобные обвинения выдвигаются только потому, что нет никаких реальных доказательств незаконных действий. «Когда у покупательниц аргументов нет, они используют самый невероятный — гипноз, зомбирование или НЛП. Это подсудные методы, и если бы мы действительно их использовали, все наши сотрудники уже давно были бы наказаны органами правопорядка. Но это не так. Нет ни одного доказательства незаконных методов продаж», — ответила собеседница.
Что касается видов услуг, которые оказывает компания, Кирсанова настаивает — это только продажи. На заявления клиенток о том, что в салоне их консультируют врачи, пресс-служба компании отвечает, что ни косметологических, ни тем более медицинских услуг, требующих лицензии, «ЯрМарка красоты» не оказывает.
«Бесплатная процедура – это возможность познакомиться с косметикой поближе, протестировать ее, чтобы понять, подходит она или нет. Соответственно, услуга заключается в демонстрации косметики», — пояснила Кирсанова.
Отсутствие нарушений касательно проведения ознакомительных процедур подтвердил Роспотребнадзор в Красноярске, где ведомство провело проверку по 32 обращениям. «Косметологическая процедура, на которую Вас приглашают, является демонстрационной процедурой, проводится бесплатно с целью предварительного ознакомления потребителя с реализуемым товаром, а, следовательно, не регулируется законодательством о защите прав потребителей. Также указанная процедура не является медицинской услугой и лицензированию не подлежит», — говорится в пресс-релизе ведомства.В то же время Кирсанова несколько неконкретно ответила на вопрос о том, какое именно образование у сотрудников новосибирского салона. Все они, по словам представителя компании, перед началом работы проходят «специальное обучение».
В целом, как считают Яншина и Митрофанов, основанием для расторжения договоров на покупку и кредитование могут послужить недостаточное информирование и навязывание. Но доказать в суде использование методов нейролингвистическоего программирования или подмешивание каких-то препаратов в напитки в данной ситуации практически нереально.
Относительно
«новосибирского» метода продаж известной во всем мире косметики независимые
эксперты склоняются к тому, что это вопрос не криминала, а возможного нарушения
прав потребителя, который должен решаться в плоскости гражданского
судопроизводства, если компания откажется удовлетворять претензии клиента.