Золотая пряжка России — так местные называют Кругобайкальскую железную дорогу. В свое время этот участок дороги стал самым дорогим для государственной казны, сейчас — самый красивый в стране. Туристы садятся в поезд, стилизованный «под старину» и отправляются в путь вдоль крутых горных склонов и сквозь старинные тоннели, где «оживают» легенды и герои дореволюционной России.
Кругобайкальская железная дорога — это часть магистрального железнодорожного пути от Челябинска до Владивостока, который в проектных документах назывался — Сибирская железная дорога. Ее начали строить в конце XIX века, как часть железнодорожной магистрали, пронизывающей всю Сибирь и Дальний Восток.
К строительству железнодорожного полотна у Байкала подошли со всей серьезностью. Перед строительством проводили долгие изыскания в три этапа — в 1889, 1898 и в 1900 годах. В составе второй экспедиции работал один горный инженер, в последней было уже три партии горных инженеров. «Готовили карты специалисты Иркутского военно-топографического отдела», — рассказал кандидат исторических наук, главный хранитель фондов музея Восточно-Сибирской железной дороги Александр Хобта.
Дорога на вес золота
До начала строительства вариантов направления железной дороги от Иркутска было несколько, добавил Хобта. Но в итоге решили строить дорогу возле Байкала, потому что прокладывать полотно вдоль берега было легче и выгоднее: здесь отсутствовали крутые спуски и подъёмы.
Строительство началось в октябре 1899 года от станции Мысовая в сторону станции Слюдянка. Через три года приступили к строительству участка станция Байкал-село Култук. А сдали дорогу в эксплуатацию в 1905 году. Создатели магистрали постарались на славу, оставив после себя уникальные сооружения. Например, десятки тоннелей. Если сложить их длину, получится больше семи километров. А высота шести тоннелей больше 320 метров.
Еще здесь возвели противообвальные галереи, каменные подпорные стенки, мосты, виадуки, трубы, 24 железнодорожных станции и сотни жилых домов. А на станции Слюдянка построили здание вокзала из белого и розового мрамора — это единственный в России вокзал, облицованный мрамором.
Стоимость железной дороги составила более 63 миллионов рублей, «цена» одной версты — 242,5 тысячи рублей. Это был самый дорогой участок Сибирской железной дороги, но и самый красивый. Может быть потому, что строительство контролировал министр путей сообщения, князь Михаил Хилков.
«Каждый год, на протяжении 11 лет, пока он возглавлял министерство, он приезжал в Иркутск, на Байкал, на Кругобайкальскую железную дорогу. А в 1904 году, когда началась Русско-японская война, он месяцами жил возле озера и фактически возглавлял строительство», — рассказал хранитель фондов музея.
Но укладывали камни, копали рвы и прокладывали рельсы, конечно, простые рабочие. В основном вольнонаёмные, но были и ссыльнокаторжные, и иностранные подданные: итальянцы, албанцы, черногорцы, турки, китайцы...
Не учли инженеры одного — высокую обвалоопасность практически на всем протяжении дороги: в 1910 году здесь произошло 576 обвалов, в 1911 — уже 926 случаев. И в 1930-х годах прошлого века правительство приняло решение о переносе участка между станциями Байкал и Култук.
Но дорога не забыта. Сегодня Кругобайкальский участок Восточно-Сибирской железной дороги от станции Порт Байкал до станции Култук — своеобразный музей под открытым небом, где можно увидеть «живыми» творения русских инженеров: тоннели, мосты, галереи, подпорные стенки, жилые дома…
Выдуманный призрак и настоящая смекалка
Многие гиды любят рассказывать историю об итальянском инженере по имени Джузеппе, который якобы участвовал в проектировании и строительстве дороги. Во время строительства одного из тоннелей, рабочие пробивали мыс с двух сторон навстречу друг другу. Но в нужное время тоннели не сошлись. Не случилось этого и спустя несколько недель. Тогда, согласно страшилке, инженер выстрелил себе в висок.И по странному стечению обстоятельств в этот же день рабочие встретились друг с другом «внутри» горы — тоннель сошелся.
Доверчивых туристов пугают призраком несчастного Джузеппе, который до сих бродит по тоннелю, постукивая путевым молотком по рельсам.
Подобные выдумки страшно возмущают ученых. «Все истории, или, с позволения сказать, легенды, что гуляют по интернету, и что пересказывают (причём с постоянными искажениями) многочисленные уста туристов и экскурсантов, не имеют под собой ни каких оснований. Никто и никогда, и нигде на всей территории, относящейся к Кругобайкальской железной дороге, и в тоннелях не блуждал. Никто и никогда не хоронил погибших за стенами тоннелей. Ни один инженер не застрелился», — уверяет Хобта.
Но и без легенд достаточно удивительных фактов о Кругобайкальской железной дороге. Некоторые из них описаны в прессе того времени, некоторые хранятся в архивных документах. Одна из таких жизненных историй повествует о смекалке рабочих, строивших дорогу.
«С введением монополии на алкоголь между рабочими было замечено усиленное пьянство, вследствие чего зачастую рабочие не выходили на работу по нескольку дней. Во избежание такого зла начальником дороги был издан приказ, чтобы не пропускать водку на строительство, но приказ одно, а жизнь другое… и любители живительной влаги придумали много способов провозки спирта», — рассказал ученый.
Местное начальство обратило внимание на то, что почти с каждым пароходом прибывают рабочие с сундуками, чемоданами и подозрительными узлами. Руководство осмотрело багаж нескольких рабочих после прибытия судна на берег: были найдены вёдра спирта. После раскрытия этого секрета провоз спирта стал невозможен, так как за багажом начали зорко следить.
Но рабочие и здесь проявили смекалку. Однажды, не доезжая до пристани, капитан парохода заметил, что женщина на берегу, усиленно машет пароходу. Капитан хотел остановить пароход, но к нему подошел пассажир-рабочий и сказал, что это жена приветствует его, так как давно не виделась с ним.
«Слова рабочего показались капитану неправдоподобными. Он стал внимательно следить за мужчиной и вскоре увидел, что пассажир из своего багажа бросил в Байкал ведерный бочонок со спиртом. По выходу на пристань рабочий сел в шлюпку и по указанию женщины, не страшась опасного вала, поплыл отыскивать бочонок. Смельчак через некоторое время вернулся с драгоценным напитком, избежав осмотра багажа. Так, к большому огорчению строителей, и этот способ был раскрыт», — поведал историк.
«Рискованное» сооружение
Приезжать путешественникам, которые захотят увидеть все красоты Кругобайкальской железной дороги, Хобта советует с апреля по середину октября. В начале апреля Байкал еще скован льдом и можно полюбоваться творениями русских инженеров, стоя прямо на льду озера. А летом и осенью сама природа Байкала очень красива.
«Глядя на монументальные сооружения Кругобайкальской железной дороги, на две стальные нитки, игриво петляющие среди мысов и падей, на удивительно скромные, но по-особенному выразительные деревянные постройки, мы порой не находим слов для того, чтобы выразить свое восхищение этим памятником истории и культуры, до сих пор кажущимся рискованным сооружением человека. Мы любуемся произведениями инженерной мысли и поражаемся человеческой терпимости», — резюмировал главный хранитель фонда музея ВСЖД.