НАВЕРХ

Маршрут с легендой: мотогонки по бездорожью прошли под Новосибирском

Судья машет синим флагом и мотоцикл с ревом прыгает вперед, выбрасывая из-под колес комья влажной земли. Идет открытый чемпионат Новосибирской области по мотоциклетному спорту кросс-кантри «Сибирский тракт». Мы узнали, как проходят экстремальные гонки по лесам и болотам, зачем гонщики читают книгу прямо на трассе и почему этот спорт набирает популярность.

Что такое гонки по легенде

Состязания мотоциклистов в Новосибирской области проводятся второй год. На этот раз местом проведения гонок был выбран лесной массив вблизи станции Шелковичиха. Базовый лагерь организаторы разбили прямо в лесу — мы нашли его по вывешенным красным флагам вдоль еле заметной дороги в изумрудной траве.


Организатор кросс-кантри Андрей Маслениковский говорит, что мысль сделать в регионе гонки по пересеченной местности наподобие знаменитого ралли «Париж — Дакар» посетила его после того, как один из новосибирских мотогонщиков своим ходом съездил в Астрахань на похожие соревнования.

«Сибиряк поехал на турнир своим ходом. Это было неудобно и дорого. Поэтому мы решили сами организовать гонки в таком формате. Федерация мотоциклетного спорта поддержала инициативу. Для начала проконсультировались с нашими знаменитыми гонщиками — Сергеем Карякиным и Кириллом Шубиным», — рассказывает Маслениковский.


Профессиональные спортсмены подсказали, как готовить трассу, составлять легенду и организовывать гонки. В итоге Маслениковскому удалось собрать единомышленников. Подходящую для гонок трассу изучали почти семь месяцев. Каждый поворот и ориентир отметили в специальной «дорожной книге».

«Сначала подыскали подходящее место с помощью спутниковых снимков. Затем начались полевые работы — составление трека в навигаторе, написание легенды, которая подробно рисует трассу с помощью простых символов, — говорит организатор — Всего для составления дорожной книги пришлось проехать по трассе восемь раз».

Как попадают на гонки

Требования к маршруту просты — должно быть минимум населенных пунктов и дорог с твердым покрытием, поскольку автомобили, скот и грибники представляют реальную опасность для участников гонки. По словам Маслениковского, первый вариант трассы пришлось менять, так как не нашлось подходящей переправы через небольшую речку.


В итоге общая длина трассы составила 72 километра, на протяжении которых есть мелкие ручьи, глубокая колея, грязь, болотца, ямы. Максимально рекомендованная скорость на гонках — 40 километров в час. Здесь побеждает не самый быстрый, а самый зоркий и внимательный — если гонщик пропустит нужный поворот, то вернуться на трассу ему будет тяжело.

В соревнованиях участвуют только новосибирцы — в этом году собирался приехать гонщик из Кемерова, но по дороге сломался, рассказывает Маслениковский. Всего за победу борются 11 человек в трех зачетах — «Open» с мотоциклами эндуро до 700 см3 и весом до 180 килограммов, «Турист» с мотоциклами эндуро от 700 см3 и весом свыше 180 килограммов, а также квадроциклы.


Попасть на кросс-кантри просто — достаточно иметь подходящий мотоцикл, водительское удостоверение и защитную экипировку. Также обязателен полностью заряженный сотовый телефон, приборы GPS-навигации, запас еды, питьевой воды, работающий фонарик. Все это нелишнее, так как некоторые участники могут провести на трассе 6-7 часов.

Гонки имеют официальный статус — они зарегистрированы в ГИБДД и МЧС, на них присутствует медик. Маслениковский признается, что без поддержки властей согласовать соревнования с местными сельсоветами было бы невозможно — трасса проходит по 62 частным территориям, на каждый участок требуется разрешение.

Зачем нужна дорожная книга

Главная «соль» гонки по пересеченной местности — дорожная книга или roadbook. Для победы нужно научиться читать и понимать дорожную книгу. Roadbook для мотоцикла напоминает древний свиток — листы склеиваются в огромный рулон, который заряжен в специальный ящик с прозрачным стеклом.


Профессиональные roadbook очень дорогие, поэтому участники гонки сами сделали подходящие устройства по чертежам. С помощью валика гонщик листает книгу от секции к секции. На каждой указывается расстояние до следующего участка, опасности и приметы для облегчения ориентирования.

Во время прохождения спецучастка у гонщика есть буквально пара секунд, чтобы «прочитать» дорожную книгу, поэтому гонка начинается задолго до старта — участники изучают местность, пролистывают карту и делают собственные пометки. Домашняя подготовка может стать решающим фактором успеха.


Пока обитатели базового лагеря отдыхают, Маслениковскому постоянно звонят судьи и участники — кто-то из гонщиков заблудился и не может вернуться на трассу. Наконец, слышится рев мотора — на финише показывается первый мотоциклист. Это стартовавший шестым Андрей Сачков на Kawasaki KLX.

На шлеме гонщика цветные наклейки — подтверждение того, что он побывал на всех пунктах контроля прохождения. «Впечатления от гонки отличные, — говорит улыбающийся Сачков. — Самым трудным было не расслабляться, ведь я заранее готовился к гонке, отсмотрел всю трассу по карте».


В это время на финиш приезжает второй участник. Его мотоцикл забрызган грязью — видно, что последние километры дались ему нелегко. Альберт Комиссаров жалуется на то, что в дорожную книгу закрались ошибки, а его roadbook сломался. Несмотря на это, гонщик доволен — ему удалось показать неплохое время.

Кстати, впервые в этом году в соревнованиях участвует девушка. Маслениковский видит в этом возрастающую популярность кросс-кантри. «В перспективе мы хотим выйти на Россию, практика показывает, что для этого нужно время. Года через три планируем выйти на самоокупаемость», — делится он планами.


Призеры чемпионата получают кубки и символические подарки от спонсоров. Организаторы поздравляют гонщиков, однако заметно, что участники приехали на соревнования за сильными эмоциями, а не призовыми. 

Мотоциклисты отдыхают после изматывающей гонки, а трассу скоро начнут готовить к новому ралли — на этот раз автомобильному.



Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru, Федерация мотоциклетного спорта НСО
Еще по теме
Экс-мэр Иркутска подрифтовал по льду Байкала на лимузине. ВИДЕО
Представлена Lada Niva со 150‑сильным мотором
Установлен необычный рекорд Гиннеса на грузовике. ВИДЕО
Жуткая авария на мотогонках унесла жизни двух пилотов. ВИДЕО
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (5)