Тысячи километров умного кабеля опутывают Новосибирск, благодаря чему жители имеют возможность серфить по Сети и смотреть десятки телеканалов. Корреспонденты Sibnet.ru провели день с монтажниками-связистами компании «Ростелеком» и понаблюдали, как в квартиры заводят интернет и интерактивное телевидение.
Рабочий день опытных инсталляторов Артема Адова и Мурата Сулейманова начинается в 8.00 в офисе. Здесь проходит мини-планерка, бригада сдает договоры по предыдущим заявкам, получает нужное оборудование, загружает его в машину. С 10.00 начинаются выезды.
Но прежде чем бригада получает заявку, ее обрабатывает отдел координации и заносит данные в специальное приложение, которое установлено на телефоне каждого сотрудника. Заявка не закроется до тех пор, пока у клиента не будет связи.
В документе указаны адрес будущего абонента, назначенный трехчасовой интервал времени и техническое оборудование, которое имеется в доме. Хотя, как говорят монтажники, за годы работы уже выучили практически каждый дом в зоне своей ответственности.
Их зона ответственности — это левый берег. Всего по Новосибирску работают 15 бригад монтажников, по два человека в каждой. Все они связисты с высшим образованием.
Сейчас в квартиры в основном заводят оптоволокно, которое дает чрезвычайно высокую скорость передачи — до 1 Гбита в секунду. Такая технология называется GPON.
Стерильная оптика
«Здравствуйте, это мастер из ''Ростелекома''. Вам удобно, если мы сейчас приедем?» — делает предварительный звонок Артем.
Едем в пятиэтажку на улице Мира. Семья — мама и два сына — только что заехала в квартиру на последнем этаже. В квартире идет ремонт. Новоселы решили подключить и интернет, и телевидение.
«Мне важно было подключить старый телевизор. У нас два компьютера и они постоянно заняты детьми. Ваш сотрудник убедил, что будет экономнее, если поменяем все. Я решила организовать себе кусочек счастья. Мультики буду смотреть», — рассказывает хозяйка квартиры Ольга Владимировна.
По поводу «старый телевизор» инсталляторы улыбаются. Говорят, есть частое заблуждение клиентов — что на них может работать только аналоговое ТВ. На самом деле интерактивное ТВ может работать практически на всем, у чего есть экран. Хотя, конечно, в случае с телевизором, получить HD качество картинки возможно при подключении через HDMI-кабель, а выпуклые телевизоры 90-х, как правило, подключаются только «тюльпаном» или «гребенкой».Инсталляторы надевают бахилы и обговаривают с клиентами, как пробрасывать кабель. Начинают аккуратно разматывать метры хрупкого оптоволокна. Толщина провода — со спичку. Поясняют, что зимой кабель замерзает и перекручивается — надо действовать очень аккуратно, чтобы провод не сломался.
Мурат монтирует кабель-канал в подъезде, укладывает в него оптоволокно и ведет его к распределительной коробке, чтобы подсоединить к магистрали. В старых домах мастера аккуратно прокладывают каналы по стене, в новых — заводят провода в специальные тоннели, запроектированные еще на стадии строительства.
Чтобы протянуть оптоволокно через несколько этажей, нужен особый жесткий зонд, который сотрудники называют драконом.
Во время этой стадии монтажа случаются и неожиданные находки. «У нас коллега однажды в щитке нашел iPad. Наверное, кто-то переезжал, и грузчик украл, а потом спрятал», — предполагает Сулейманов.
Дальше начинается ювелирная работа по сварке отрезков волокна, которое по толщине едва достигает человеческого волоса. Мурат специальными ножницами снимает с кабелей обмотку, скалывает «хвостики», а затем закладывает их в специальный сварочный аппарат. Это оборудование стоит около 10 тысяч долларов.
«Оптику протирают пропанолом, чтобы она была стерильной. Иначе сварочник варить не будет. Если есть пыль, ложится неровно», — комментирует свои действия Мурат.
Процесс микросварки отображается на дисплее. Прибор пищит — соединение волокон заняло пару минут.
Теперь оптоволокно следует защитить. Сначала его упаковывают в специальную термоусадку, которую монтажники называют гильзой, и нагревают в печке. Затем на оптику надевают вторую степень защиты — кембрик, или изоляционную трубочку.
На провод надевается бирка, где пишется номер квартиры, чтобы в дальнейшем не было путаницы.
Сердечко
В это же время Артем занимается установкой оборудования в квартире. Он фиксирует волокно в оптическом коннекторе, который подсоединяет к оптическому терминалу. Это сердечко, как его ласково называет специалист, к которому подключают компьютер или wi-fi роутер, домашний телефон и приставку «Интерактивного телевидения».
Инсталлятор настраивает доступ к сети и приставку IPTV, показывает возможности пульта, например, кнопку «пауза» при просмотре передачи или фильма.
Монтажники предупреждают членов семьи, что кабель хрупкий, его нельзя гнуть, на него не стоит ставить мебель.По правилам, связисты должны были закрепить терминал на стене, но раз ремонт в квартире продолжается, договариваются, что оборудование абоненты закрепят самостоятельно. Через несколько дней в квартиру придет контроль качества и проверит работу.
150 абонентов в месяц
В день бригада подключает в среднем шесть абонентов. В месяц только ее силами от 100 до 150 горожан получают быстрый интернет и умное телевидение.
«Я люблю работу. Если не будешь любить, то результата не будет», — высказывается Артем.
Специфика — не только в технической части, но и в общении с людьми. А они разные, и ситуации бывают разные. Инсталляторы вспоминают, что иногда на машине встречают абонентов, когда те не успевают к условленному часу.
Не редки случаи, когда установщики выслушивают жалобы, причем не только на услуги провайдеров, консультируют жителей подъезда, где протягивают оптику, и подсказывают, как позвонить в «Ростелеком».
На одну заявку монтажники могут потратить от 20 минут до трех часов — все зависит от масштаба и сложности. «Один из абонентов подключал три телевизора, три приставки привозили. Всю разводку по квартире делали, все прятали. Хозяин остался доволен», — приводит пример собеседник. Все технологии домашнего телевидения. ИНФОГРАФИКА
Но случаются и неожиданности, даже курьезы. Однажды клиентка поставила плохую оценку за работу, потому что с ней отказались идти в кино.
Самые «сложные» абоненты, по оценке Артема и Мурата, это те, кто все знают и на каждом шагу говорят, как надо делать.«Но бывает, просто уходят в другую комнату и дверь за собой закрывают, не с кем поговорить, куда что поставить?.. "Я ничего не знаю, ставьте, как вам удобно" — весь ответ. Им объясняешь, что вам здесь жить. Но, в итоге, ко всем находим подход», — улыбается монтажник.