НАВЕРХ

Смены не прогуливают, или Колбаса «строгого режима»

Новосибирская колония №8 уже который год сохраняет лидерство по прибыли, полученной от продажи собственной продукции. Учреждение — одно из немногих, где заготавливают мясо и производят мясопродукты. Корреспонденты Sibnet.ru узнали, как «заключённые» поросята превращаются в колбасу.

Колония №8 гордится своим свинарником. Сотрудники говорят, что ничего подобного нет ни в других регионах Сибири, ни даже в центральной части России. Действительно, чтобы попасть в жилище свинопоголовья, как о нём здесь говорят, нужно пройти через антисептик — мимо убойного пункта.

Стены в свинарнике выложены кафелем, обстановка чистая, и ничто, кроме запаха и хрюканья, не напоминает о том, что здесь происходит.

«Это мама, кормящая детей. Даже фамилии жены и мужа указаны, кто ответственный за поголовье», — смеются сотрудники учреждения. На дверях свинарника действительно указаны клички родителей маленьких поросят, которые рождаются каждый день.

Жизнь животного заканчивается примерно через 3-4 месяца после рождения — в этот период его масса достигает порядка 250 килограммов, что называют «убойным весом».

Показатели не касаются свиноматок — они могут вырасти гораздо больше и, кажется, даже с трудом способы перевернуться. Эти свиньи живут для того, чтобы рожать и кормить новых поросят.

Убой происходит раз в неделю. Способ считается достаточно гуманным — свинья прощается с жизнью после разряда тока, уже потом ей отрубают голову и разделывают тушу. 

После этого мясо отправляется в производство.

Сейчас животных в колонии порядка 900 — это не считая самых маленьких, которые пока не подлежат учёту. Обслуживают участки свинофермы и коптильни всего 15 заключённых.

Натурпродукт

В колонии №8 отбывают наказание более 1,2 тысячи человек. Это рецидивисты, приговорённые к строгому режиму. Из 12 учреждений региона, где есть свои производства, ИК-8 — самая прибыльная, она приносит «системе» примерно треть общего дохода. Кроме того, осуждённые сами обеспечивают себя едой.

«Основной перечень продуктов питания — это те, которые производятся внутри нашей системы. Это мясо, крупы, мука, хлеб, да всё практически. Осуждённому ежедневно положено мясо — даже по минимальной норме предусмотрено 90 граммов мяса, 30 граммов курицы, а также рыба», — рассказывает старший инспектор тылового обеспечения Юлия Красавина.

Но немало свинины идёт на производство колбасных изделий: по информации администрации колонии, за год их продают примерно на миллион рублей.

В магазине при колонии продукты могут купить сами осуждённые и сотрудники учреждения. Доступ не закрыт и для обычных посетителей, если они договорятся о заказе заранее — кроме того, что учреждение режимное, его не так-то просто найти в одной из промзон Калининского района Новосибирска.

«В наших изделиях 98% мяса, в то время как в магазинных — хорошо, если 30-40%. Достаточно быстро портится колбаса, так как она натуральная — за 3-4 дня», — объясняет начальник колонии Сергей Усольцев. Стоит колбаса в районе 400-500 рублей за килограмм.

Зачем работать за решёткой?

По словам сотрудников учреждения, осуждённым важно работать, и не только из-за денег. «Трудоустроенные имеют право на УДО (условно-досрочное освобождение), по итогам работы получают благодарности», — уточняет Сергей Усольцев.

Но и зарплаты сейчас по закону должны быть не меньше МРОТ, а это более 11 тысяч рублей, что близко к «вольным» доходам, считают в колонии. Правда, тот, у кого есть зарплата, должен отдавать порядка 3 тысяч за «коммунально-бытовое обслуживание».Как вернуться в «зону» реальности

«Работа позволяет осуждённым поддерживать полезные социальные связи со своими родными, оказывать им материальную помощь, более того, погашать исковые требования, которые они имеют по приговорам, ну и смотреть в целом уверенно в будущее», — считает начальник колонии.

Трудоустроены в колонии меньше половины осуждённых. Это связано не только с дефицитом рабочих мест — отбывают наказание в том числе и пенсионеры, и инвалиды, которых к труду не допускают. Но на некоторые участки работы существует даже очередь, не скрывает администрация.

Помимо мясных продуктов, в колонии №8 изготавливают металлические изделия, мебель и двери. Последнее производство — самое прибыльное, так как товар охотно покупают и «на воле».

Всего в регионе трудоустроены порядка трети заключённых, приводит данные начальник отдела по организации трудовой деятельности спецконтингента ГУ ФСИН по Новосибирской области Сергей Ежеленко. В прошлом году все предприятия колоний области выпустили продукции на 670 миллионов, получили 41 миллион прибыли.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Знак «Сделано в тюрьме» зарегистрируют в России

«У нас нет таких проблем, как в других организациях: к примеру, невыхода на работу сотрудников. Мы можем работать в первую, вторую, третью смены», — перечисляет плюсы собеседник.

Он признаёт, что интерес со стороны к изделиям, произведённым за колючей проволокой, всё ещё не так высок, как хотелось бы, но связывает это с недостаточной информированностью потенциальных покупателей.



Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Экстрим от греха: как проходят крещенские купания
Попасть в КХЛ: как работает хоккейная школа «Сибирь»
Сделано в Новосибирске: от телевизора до электрогитары
До слез Третьяка: в Новосибирске открылась «Сибирь‑Арена»
смотреть все
Обсуждение (6)