Несмотря на потепление и слабый ветер, на дорогах Сибири экстренные службы прогнозируют метели. Но вряд ли кто-то захочет отказаться от запланированных на новогодние каникулы поездок. Эксперты в сфере авто рассказали, как передвигаться в непростую погоду по улицам и загородным трассам, что делать, если автомобиль не слушается в снежной каше и без чего нельзя отправляться в дальний путь..
Огни и дистанция
Главное правило движения на машине в метель по городу — ехать медленно и соблюдать дистанцию. Инструктор по контраварийному вождению Алексей Меженный советует держать дистанцию не меньше двух, а лучше трех секунд от впереди идущего автомобиля.
«Ухудшается видимость, поэтому следует увеличить дистанцию, уменьшить скорость и очень внимательно работать с автомобилем — никаких резких ускорений и замедлений. А вообще в метель лучше не ездить», — рекомендует Меженный.
«Если метель застала в дороге, скорость должна быть минимальной», — соглашается директор Новосибирского центра высшего водительского мастерства Виктор Жигулин.
«Включать все возможные световые приборы (не только ходовые огни), быть внимательным, соблюдать дистанцию», — называет важные действия при метели председатель автоклуба «Сибирские проходимцы» Александр Орлов.
В дальней дороге
Если водитель попал в метель на трассе, следует также сбросить скорость до минимальной, включить передние и задние противотуманные фары, но лучше всего переждать непогоду.
«Если есть возможность куда-то свернуть в карман, к опушке, лучше остановиться и переждать метель, потому что движение в метели на высокой скорости сопровождается повышенным напряжением мышц, от этого нарушается кровоток везде, и водитель за рулем устает намного быстрее. Усталость приходит, скорость снижается, и быстрее мы не приедем к месту, куда едем», — отмечает Жигулин.
МЧС по Новосибирской области регулярно просит жителей отложить поездки на дальние расстояния во время штормового предупреждения. Но если поездку в метель отменить нельзя, стоит тщательно экипировать машину.
В первую очередь машина должна быть полностью заправлена горючим и техническими жидкостями. Мобильный телефон нужно полностью зарядить. У водителя и пассажиров должна быть тёплая одежда и обувь.
«Необходимо взять с собой: домкрат, буксирный трос, соединительные провода для помощи в запуске автомобиля с разряженным аккумулятором, медицинскую аптечку, индивидуальный комплект ключей и запасных принадлежностей, автомобильных ламп освещения, лопату, огнетушитель, утеплитель двигателя, средства связи, переносной фонарь. А также суточный запас продуктов питания с учётом потребностей и горячий чай», — составили список всего необходимого в пресс-службе регионального МЧС.
Снежная каша
Погодные качели, когда оттепели сменяются заморозками, создали самое сложное дорожное покрытие. Пленку льда на асфальте скрыла снежная каша. Колесу не за что зацепиться, шипы не работают.
Из-за любого неосторожного движения можно попасть в занос. Чтобы выйти из него, нужно вращать руль в сторону заноса, на переднем и полном приводе ни в коем случае не бросать тягу, на заднем — убрать полностью.
«Важно знать, что каждый привод ведет себя по-своему. Передний привод любит тягу, но не нужно активно нажимать на газ, давление должно быть ровным. На заднем приводе — убирается газ полностью, работать рулевым колесом. На полноприводных машинах все завит от того, куда больше уходит крутящий момент, на переднюю или заднюю ось, и соответственно действовать, как на переднем или заднем приводе», — поясняет Меженный.
Водитель может оказаться в более опасной ситуации сноса: пилот заходит в поворот, но машина не слушается, а скользит передними колесами наружу поворота. При правом повороте она будет уходить налево и наоборот.
Меженный говорит: когда на дороге снежные заносы, очень опасен правый поворот, потому что водитель побоится крутить руль от поворота, ведь там встречная полоса. Скорее всего, автолюбитель начнет давить на тормоз, но тормоз при повернутых колесах будет увеличивать скольжение автомобиля.
«Тормозить ни в коем случае нельзя, руль нужно вытягивать к прямолинейности, возвращать рулевое колесо от поворота. В какую сторону будете поворачивать, в другую сторону надо возвращать», — объясняет собеседник.
«Поворачивать в каше надо не плавно, а как можно круче поворот делать и сразу же возвращать рулевое колесо в обратную сторону, чтобы колеса стали прямо. А когда плавно поворачивает водитель, сила толкания выталкивает наружу автомобиль и поэтому он ползет как бы вбок», — добавляет Жигулин.
По колее
Следующая опасность, которая подстерегает автомобилистов на дорогах, это колея. По словам Меженного, опытный водитель заранее увидит колею и пойдет вне ее, поверху. Новичкам, попавшим в непривычную ситуацию, не нужно сопротивляться колее.
«Надо расслабить руки и не пытаться корректировать машину — пускай она идет по колее. Обычно руль выкрутили, пытаются из колеи выскочить, колеса криво стоят, машина едет прямо, в какой-то момент цепляется передними колесами, и ее просто выбрасывает, как правило передняя ось выезжает из колеи, а зад начинает разворачивать», — рассказывает Меженный.
Если из колеи надо повернуть налево, сначала следует взять немного вправо, «как бы отойти в сторону и перескочить передними колесами», советует инструктор.
Ровный газ
«Чтобы не завязнуть в снегу, нужно двигаться без остановки, важно, чтобы был ровный газ. Не газовать лишний раз и не сбрасывать газ, иначе автомобиль затормозит и его может снести в сторону», — дает совет Жигулин.
«Скорость должна быть стабильная и невысокая. Чем медленнее крутится колесо, тем зацеп выше, машинка будет более проходима. Некоторые считают, чем больше газа, чем быстрее крутится колесо, тем легче выехать, я не оспариваю — так можно делать, чтобы с разгону проскочить какой-то участок», — добавляет Меженный.
Если машина все-таки встала, обязательно нужно начинать движение с прямых колес. «Прямые колеса будут облегчать трение качения, то есть машинке будет легче покатиться, иначе имеем сопротивление трению качения, тогда идет пробуксовка, и машина закапывается», — объясняет специалист.
Следующие шаги — откапывать колеса лопатой и подкладывать резиновый коврик. Обязательно в машине должен быть трос: чтобы автомобиль смог выдернуть неравнодушный человек.