Инженеры НГТУ и сотрудники фирмы «Авиареставрация» заканчивают работы над первой точной реконструкцией одного из самых массовых истребителей Второй мировой войны, самолета Ла-5, сообщает пресс-служба вуза.
Уникальность Ла-5 в том, что это единственный массовый цельнодеревянный истребитель Второй мировой войны — он состоит из дерева на 80%. Во время войны Советский Союз испытывал большие проблемы с производством алюминия, который тогда уже широко применялся в авиастроении.
Чтобы добиться дешевизны производства истребителей,
советские конструкторы вынуждены были широко использовать дерево. В самолете Ла-5
из металла состояли, в основном, шасси, силовая установка и вооружение.
Деревянные детали самолета не могли сохраниться спустя 75 лет после войны.
Чтобы восстановить самолет, инженерами лаборатории НГТУ заново выклеен фюзеляж
из березового шпона. Это очень кропотливая работа: чтобы самолет имел
оригинальную прочность, нужно выклеить до шести слоев. Технология выклеивания
похожа на работу над папье-маше. Работа над восстановлением самолета заняла 16
месяцев.
«Когда меня спрашивают, где мы нашли этот самолет, я отвечаю — в Маслянинском
лесхозе», — сказал профессор кафедры
прочности летательных аппаратов Владимир Бернс.
В 90-е годы прошлого столетия зарубежные авиационные специалисты считали, что в
России утеряна технология работы с древесиной, нет самой древесины и
соответствующих клеев.
«Английские авиареставраторы говорили нам, что единственное,
из чего можно сейчас делать самолеты — белая канадская ель, или, иначе, спрус.
Мы провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского
спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности
не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают
большие нагрузки, чем английские», — сказал Бернс.
Попытки восстанавливать Ла-5 предпринимались и ранее, однако никому пока не
удавалось создать точную копию самолета. После того, как истребитель будет
закончен, его передадут в музей военной техники города Верхняя Пышма
Свердловского области — крупнейший в России музей боевой авиации.
Всего в СССР было произведено почти 10 тысяч Ла-5 разных модификаций. На фронте
он начал использоваться в 1942 году, впервые появился в небе в битве за
Сталинград, массово использовался на Курской дуге. На Ла-5 одержал свою первую
воздушную победу знаменитый советский ас Иван Кожедуб. На Ла-5 также летал
легендарный советский безногий летчик Алексей Маресьев, прототип главного героя
культового советского романа «Повесть о настоящем человеке».
Бои на Курской дуге показали, что Ла-5 превосходит в воздушном бою основной
немецкий истребитель Восточного фонта Фокке-вульф Fw 190. Именно после этого
немецкое командование перебросило с Западного фронта более совершенные
истребители Мессершмитт Bf.109. Ла-5ФН с форсированным двигателем являлся,
пожалуй, первым советским истребителем, который мог в достаточно широком
диапазоне высот драться на равных с современной ему версией «Мессершмитта».