НАВЕРХ

«Не должна умереть»: Путин дал второй шанс красноярской подземке?

Фото: Sibnet.ru

Ровно 23 года назад, 17 октября 1995-го начали возводить один из самых известных российских долгостроев — Красноярский метрополитен. Первые 15 лет строили ни шатко ни валко, а в 2010 вообще заморозили. В июле 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что тема метро в Красноярске «не должна умереть», и городу пообещали миллиард рублей на актуализацию проекта.

Красноярский метрополитен должен был стать девятым в России, третьим в Сибири и 17-м на территории бывшего СССР. О необходимости этого вида транспорта в городе заговорили в конце 1960-х годов после запуска Красноярской ГЭС. В 1970-х подземку внесли в городские планы развития.

В 1983 году на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято исключительное решение: начать строительство красноярской подземки. Дело в том, что по тогдашним нормам право на метро имели только города с миллионным населением. Красноярск статуса миллионника на тот момент не имел. Такое же исключение было сделано для Риги, но она была столицей союзной республики — Латвии.

По некоторым данным, планам строительства метрополитена на берегах Енисея активно поспособствовал уроженец Красноярского края, член Политбюро, а затем и генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. Благодаря ему на XXVII съезде компартии возведение метро в Красноярске, Риге, а также Челябинске и Омске было названо в числе важнейших направлений экономического развития СССР.

Фото: © «Бамтоннельстрой»

Ошибочная схема

Проектировать объект поручили московскому институту «Метрогипротранс». В 1989 году работы начались. Два года специалисты изучали транспортную схему города, пассажиропоток улично-дорожной сети, состояние грунтов и многое другое. В итоге выбрали решение, которое впоследствии крайне негативно скажется на судьбе красноярской подземки.

Первую ветку решили строить от спального района Ветлужанка до центра города. В ней должно быть пять станций: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Проспект Мира». И тут первая проблема — ветка никак не решала проблему транспортной перегруженности Красноярска.

Фото: © «Бамтоннельстрой»

Городу остро нужна была транспортная артерия, либо соединяющая исторический центр города с самым большим и активно застраивающимся Советским районом, либо линия, связывающая берега Енисея. При этом ветка метро до Советского района была запланирована второй очередью, а путь через реку рассматривался лишь в перспективных планах подземки.

Впоследствии эта схема станет аргументом для противников метро, которые будут повторять: зачем нам тратить огромные средства на первую ветку, если она кардинально не решит транспортные проблемы города. Но в советские времена об этом не думали, поскольку были уверены, что за первой веткой подземки обязательно последуют другие — со средствами Москва поможет.

Читайте также: Прожект метро. Бомба под Омском >>

Тяжелые условия

Несмотря на развал Советского Союза с его плановой экономикой и общую разруху начала 1990-х, губернатор Красноярского края Валерий Зубов сумел продавить в российском правительство вопрос о начале строительства метрополитена. 17 октября 1995 года был вынут первый ковш земли.

Но тут стала очевидна вторая проблема — очень тяжелые условия строительства. Сложные грунты потребовали тщательного крепления забоев, специальных методов проходки, а, следовательно, дорогостоящего оборудования. Для прокладки тоннелей применялись тоннелепроходческий комплекс «Lovat» канадского производства, получивший у метростроителей имя «Ольга», и отечественный щитовой комплекс КПЩ-12. 

Большинство станций красноярского метро — глубокого заложения. Средняя его глубина — 60 метров, некоторые рабочие стволы достигают отметки 83 метров. В отличие от новосибирской подземки мелкого заложения, где для строительства станции нужно было лишь выкопать котлован, красноярская обходилась в разы дороже.

Главной причиной, по которой ввод подземки в строй неоднократно откладывался, — было скудное финансирование. Согласно постановлению правительства России, строительство должно на 80% «питаться» местными деньгами и только на 20% — федеральными. При этом Москва свои обязательства в том или ином объеме выполняла, Красноярский край же долгое время их игнорировал. Как работают «рамки» в метро и на вокзалах

Для возведения метро ежегодно нужно было минимум 2-3 миллиарда рублей, получало же оно в несколько раз меньше. В итоге в 2010 году строительство было полностью остановлено. В 2012 году подземные выработки пришлось законсервировать.

В итоге за 15 лет было пройдено порядка 4 километров тоннелей, начато строительство станций и перегонных тоннелей.

Свет в конце тоннеля

С 17 октября 1995 года в Красноярском крае сменилось несколько губернаторов, и каждый из них говорил про необходимость возведения метро. Во-первых, действительно, глупо бросать такой объект. Во-вторых, решение о прекращении строительства не поймут страдающие в постоянных пробках красноярцы.

Но каждый из губернаторов также понимал, что решить проблему может только высшее руководство страны. У региона даже такого богатого, как Красноярский край, денег на метро нет.

В феврале 2018 года Путин во время визита в Красноярск предложил возобновить строительство метрополитена. Врио главы региона Александр Усс позднее, по итогам визита, направил президенту России письмо, в котором указал, что на достройку метро нужно 65 миллиардов рублей.

В июле во время встречи с Уссом Путин эту просьбу поддержал. «Если позволите, Владимир Владимирович, о теме метро. Учитывая, что тема финансовоемкая, естественно, она просто уходит. Я опасаюсь, что она может уйти в никуда. Я отдаю себе отчет, что на самом деле 65 миллиардов — это серьезная сумма. Мне кажется, мы могли бы к этому подойти, может быть, с иных позиций — комплексное решение по скоростным видам городского транспорта (где-то электричка, где-то есть новые скоростные трамваи), с тем, чтобы это не стало домашним заданием чисто Красноярского края», — сказал губернатор.

Фото: © пресс-служба правительства Красноярского края

«Эта тема не должна умереть. Давайте к ней вернемся. Подъезжайте, мы поговорим с участием правительства, минфина, со всеми коллегами, которые занимаются пространственным развитием, о котором вы говорили, о чем я говорил в послании. Здесь есть о чем поговорить. Там средства выделяются, конечно, на всю страну, но выделяются на всю страну не теоретически, а в преломлении к каким-то регионам. Давайте обязательно к этому вернемся», — ответил Путин. Ночная жизнь подземки. ФОТОРЕПОРТАЖ

И вот стало известно, что российское правительство в 2019 году выделит миллиард рублей на актуализацию проекта Красноярского метрополитена. 

«Проект требует не просто актуализации и уточнения, требует переосмысления, чтобы использовать все современные методы и технологии. В 2019 году на средства федерального бюджета мы актуализируем проект и к концу 2019 — началу 2020 сможем приступить к реализации», — заявил первый заместитель губернатора края Юрий Лапшин.

Ситуация с дальнейшим финансированием пока не ясна.



Обсуждение (7) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (7)
Добавить комментарий