Православные отметят Яблочный Спас, или Преображение Господне в 2018 году 19 августа. Это один из церковных праздников, который приурочен к славянским торжествам, посвященным сбору урожая. Какова история празднования? Почему принято святить именно яблоки? Какие традиции верные, а какие церковь называет суевериями?
Преображение Господне — один из 12 главных православных праздников. В народе его именуют Яблочным Спасом, у славян это был один из первых праздников урожая, им заканчивается лето, и природа поворачивается к осени.
Праздник не в том месяце
Праздник установлен в память о преображении Иисуса на горе Фавор. Согласно Евангелию, Христос вместе с ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору и начал молиться. В этот момент Иисус преобразился перед апостолами: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
На горе явились пророки Илия и Моисей, которые беседовали с Христом, а также облако, из которого ученики услышали «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус запретил апостолам рассказывать об увиденном до того момента, когда он умрет, а затем воскреснет.
Преображение случилось за 40 дней до смерти Христа, однако праздник отмечают не в феврале, а в августе. Причина, по словам священнослужителей, в том, что торжество всегда бы совпадало с днями Великого поста. Поэтому святые отцы на одном из соборов постановили отмечать его в августе за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, когда верующие вновь вспоминают распятие Спасителя.
Яблочный Спас выпадает на Успенский пост, но в этот день верующим разрешают употреблять рыбу, растительное масло и вино. Духовенство совершает службу в белоснежных облачениях, символизирующих божественный свет.
Всего Спасов — три. Медовый (Первый) отмечают 14 августа, Яблочный (Второй) — 19 августа, и Ореховый (Третий) — 29 августа.Читайте также: Как выбрать настоящий мед >>
Почему святят яблоки
Обычай освящения плодов восходит к VIII веку. По одной из версий, так православная церковь вытесняла языческие праздники, например, в честь Вакха-Диониса.
«Принесение и освящение первенцев (это относится как к людям, так и к животным и различным плодам) — "стандартная" религиозная традиция, как для иудаизма, так и для языческих религий, и христианство не могло остаться в стороне от выражения благодарности к Богу за плоды», — рассказывал РИА Новости протодиакон Дмитрий Половников.
В южно-европейских странах главный для освящения — виноград, на Руси его заменили яблоки — как самый распространенный плод. Однако святят не только их, но и все остальное, что выросло в садах и огородах.
Традиции, суеверия и приметы
По традиции, до Яблочного Спаса не полагалось есть яблоки и другие плоды и все огородные овощи, кроме огурцов. Священники объясняют, что смысл предписания — не в воздержании от плодов, а в том, что необходимо сначала освятить начатки урожая.
В народе существует несколько поверий, связанных с Яблочным Спасом. Например, девушке, присмотревшей себе жениха, надо съесть первое в году яблоко с особым причетом, чтобы сердечный друг ответил взаимностью.Первое таинство: когда крестить и как выбрать крестного
Считалось, что родители, потерявшие ребенка и съевшие плод до Спаса, совершают великий грех, потому что в этом случае малышу не достанется райского яблочка. Лишившаяся дитя мать обязана принести яблоко на могилу.
В Яблочный Спас нельзя убивать насекомых. Если в этот день муха села на руку дважды, то весь год будет удачным. При этом важно насекомое не прогонять, а дожидаться, чтобы оно само улетело.
Представители церкви напоминают, что подобные обряды ничего общего ни с самим праздником, ни с православием не имеют. Это суеверия, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства.
А вот относительно погодных пример такого категоричного отрицания нет. По погоде на Второй Спас предсказывали, какими будут осень и зима. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму. Если в этот день дует сильный ветер, то надо ждать суровую зиму.
12 главных православных праздников в 2018 году
(Отсчитываются с 14 сентября по церковному году)- Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября
- Воздвижение Креста Господня — 27 сентября
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря
- Рождество Христово — 7 января
- Крещение Господне — 19 января
- Сретение Господне — 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 1 апреля
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, 17 мая
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 27 мая
- Преображение Господне — 19 августа
- Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа