Как не сгинуть в непроходимых дебрях Алтая, зачем туристки идут рожать на Белуху, почему погибают идущие по «пути Рериха» и в чем опасность поисков попутчиков по интернету? На эти вопросы ответил Николай Дегтярев, спасатель 1 класса Алтайского поисково-спасательного отряда, который уже не один десяток лет выручает беспечных туристов по всему Горному Алтаю и за его пределами.
Алтай – велик и в прямом и в переносном смысле, говорит Дегтярев. Здесь можно заняться практически любым видом туризма, до шестой, самой трудной, категории сложности. И наибольшая опасность таится в том, что люди без элементарных навыков и знаний выбирают сложнейшие маршруты, куда не рискнет сунуться и опытный путешественник.
Диванные эксперты
«Надо понимать, что спасатели – люди подготовленные, сильные, но не боги. Невозможно на очень большой площади в непогоду найти в темноте терпящих бедствие людей, которые к тому же не могут подать сигнал. Мы делаем все, что от нас зависит, но лучше не доводить до такой ситуации, когда мы можем понадобиться», — говорит Дегтярев.
А доводят до такой ситуации, как правило, тогда, когда не сопоставляют свои цели и возможности. «Здесь раздолье и для альпинистов, и для водников, и для вело- или мототуристов, ходят пешком, на машинах, выбирай на любой вкус. Такой веер возможностей иногда у людей будит фантазию, когда они сидят дома в тепле, в комфорте, находят на карте точку и почему-то горят желанием попасть сразу на Белуху», — продолжает собеседник.
Беспечность и рок
Фатальной может стать переоценка собственных сил и опытными путешественниками. Именно такую ошибку допустили в августе прошлого опытные альпинисты из Томска, которые пренебрегли предупреждениями об ухудшающейся погоде и отправились на восхождение на ледник Малый Актру.
«Как результат – четыре человека замерзли насмерть на склоне. Пошел дождь, сильно похолодало, а у них не было с собой даже запасных вещей. Из-за ухудшившейся погоды и темноты помощь не смогла подоспеть вовремя. А ребята были опытные, закаленные, да и маршрут был средней степени сложности…», — рассказывает Дегтярев и уточняет, что никакой опыт не оправдывает переоценку своих сил.
Однако не всегда в трагедиях виноваты сами туристы, случаются и трагические стечения обстоятельств, как это произошло в конце июля 2014 года в районе Курая Кош-Агачского района республики на чемпионате по парапланерному спорту. Тогда шквалистый ветер унес четверых спортсменов в сторону Курайского хребта, двоих из них вскоре отыскали живыми, еще двое насмерть разбились о скалы.
«Им передали сигнал о надвигающемся шквале, ребята начали спуск, но не успели, очень резко поменялась погода, им просто не повезло. Такое роковое стечение обстоятельств…», — вспоминает собеседник.
Природа сильнее человека
Водные сплавы, рафтинг – одно из любимейших развлечений туристов в Горном Алтае летом. Но природа сильнее человека, говорит спасатель Дегтярев.
«Все несчастные случаи происходят в районе пяти-шести часов вечера, когда уже и морально, и физически люди устают и пренебрегают правилами безопасности, потому что весь день вроде все хорошо было. Как раз в эти моменты и случаются ошибки, которые ведут к несчастным случаям: переворотам, потере снаряжения, потере людей», — поясняет он.
На сложных водных маршрутах даже потеря одной лодки приносит группе большие проблемы. Если теряется рация или спутниковый телефон, ситуация становится еще опаснее. А некоторые дельцы, чтобы получить большую прибыль, перегружают лодки, не выделяя пассажирам даже элементарных страховочных средств.
«Лет 15 назад в селе Ая с одним таким «товарищем» администрация пионерского лагеря договорилась сплавить детей. На один рафт он посадил 24 ребенка, среди них было двое пионервожатых, одной не хватило спасжилета. Он не справился с управлением такой тяжелой лодкой, она налетела на камень, перевернулась, дети попадали в воду, выплыли на берега, острова, а вожатая без жилета утонула», — приводит пример собеседник.
Он напоминает, что каждый турист должен знать эти элементарные правила: не больше 14 человек на рафт, каждый должен быть в жилете, каске, желательно и в гидрокостюме, потому что река Горного Алтая даже в самую жаркую погоду не прогреваются больше 18-19 градусов, и речь только о верхнем слое воды.
«Падение в воду приводит и к мышечным спазмам, и шоковой остановке дыхания. И, если нет даже жилета, люди гибнут. Если уж вы идете на водное путешествие, вы должны сами о себе заботиться. Вы знаете, за что вы платите деньги, и без всех этих вещей нельзя садиться в лодку даже на короткие часовые сплавы, это дело секунд – погибнуть», — говорит спасатель.
Интернет — не помощник
В последние годы, сетует Дегтярев, стало модным собирать группы в интернете. И получается, что в дикие, опасные места отправляются люди, которые толком не знают друг друга, не представляют, как и на кого можно рассчитывать в случае беды.
«Вы должны идти хотя бы с теми людьми, кого вы знаете, а не с теми, с кем списались по интернету и увиделись впервые на маршруте. В переписке они могут напридумывать вам с три короба, но реальные обстоятельства могут привести и к печальным последствиям», — предупреждает он и вспоминает случай, который произошел много лет назад, но произвел на него неизгладимое впечатление.
Через горную реку переправлялась сборная группа из нескольких городов: Магнитка, Новосибирск, Кемерово, Санкт-Петербург. Все они ранее были не знакомы между собой. Они перебирались через реку по бревну, при этом импровизированные перила (веревку) держали в руках. Один из туристов упал и зацепился за бревно рюкзаком, который по правилам не должен был нести на плечах.
«Сам он оказался ниже бревна по течению, а рюкзак – выше. Один из участников подполз и отрезал лямки на рюкзаке, и человек уплыл вниз по течению. Позже они сказали, что он именно плыл. Никто не побежал за ним следом, переправили на другой берег остаток группы, сварили обед, чуть подождали и пошли дальше. Путешествовали еще дней шесть», — рассказывает собеседник.
Пропавшего хватились родители, которые даже не знали, где их сын, подняли переписку и выяснили, что путешествие ему порекомендовал товарищ и даже путевку продал. Фактически искать его начали чуть ли не через два месяца, поскольку группа даже не была зарегистрирована у спасателей.
«Не знаю, как нужно руководить группой, чтоб за участником никто не побежал, даже не сообщили ни спасателям, ни кому-то еще. Никто даже не возмутился, что человека нет, а они дальше идут. Как можно вообще получать удовольствие от путешествия в таких условиях…», — поражается он.
Другое дело, отмечает Дегтярев, если в интернете вы находите турфирму, выбираете маршрут. У них и маршрут разработан, есть и запасные выходы, и подготовленные люди, специальное снаряжение. Но здесь тоже стоит удостовериться, что фирма реально существует не первый год, почитать отзывы.
Люди мира
Отдельную категорию граждан спасатели окрестили «людьми мира», которые уходят в непролазные дебри без подготовки, припасов, толком не понимая, куда они направляются и что их ждет.
«У нас были случаи, что люди в резиновых сапогах пытались на Белуху заходить, на ледники, и самодельные кошки какие-то изобретать. Есть люди, которые идут в путешествие и на шесть человек берут с собой только трехлитровую банку меда, одной ложкой меда в день питаются. Кто-то на девятом месяце беременности поднимается на коне на высокогорное озеро Аккем, чтобы там родить в палатке, а спасатели должны роды принимать», — приводит примеры спасатель.
Как раз такой случай и произошел три-четыре года назад на Аккеме. Дегтярев до сих пор не понимает, как женщине почти на сносях вообще удалось туда добраться, ведь нужно было на лошади перебраться через перевал высотой 3,1 тысячи метров. Ходят в сложные походы и с грудными, не больше двух месяцев, детьми, и с малышами по три-четыре года, которых несут в рюкзаках.
А есть граждане, что ежегодно едут на Алтай, чтобы найти так называемые «места силы», идут по «пути Рериха» и тоже часто гибнут в пути: срываются на переправах, падают в ущелья.
Животные и молнии
В походах стоит остерегаться и диких зверей и не пренебрегать правилами безопасности. «В 2014 году, когда было наводнение, мы на Уймене искали двух охранников лесозаготовительных пунктов. Нашли, но пришлось ночевать на реке. Вечером вокруг мишка ходил, неприятно было, ведь в случае чего защититься было бы особо нечем. Бывает, что на тропах они встречаются, это может кончиться по-разному», — говорит Дегтярев.
Он рассказал случай, произошедший в Красноярске, когда на парня напал медведь, и тот чудом уцелел, потому что притворился мертвым. Медведь ушел на время, а он в речку спустился и в холодной реке два часа просидел сильно израненный, пока дождался помощи.
ЕСЛИ ВСТРЕТИЛСЯ МЕДВЕДЬ:- Не бежать. Хищник может решить, что перед ним добыча и броситься за ней. Кроме того, спасаться бегством просто бесполезно — несмотря на кажущуюся долговязость, медведь бегает быстрее человека.
- Нужно держать дистанцию. Помните, медведь, который еще не нападал на человека, сам вас боится. Но если зверь посчитает, что к нему приблизились слишком близко, скорее всего, нападет.
- Не паниковать и не метаться беспорядочно. Это только вызовет у зверя чувство беспокойства и спровоцирует нападение.
- Если есть что-либо, с помощью чего можно произвести резкий громкий звук, сделайте это. Например, сигнальный пистолет (ракетница). Известно, что медведи не переносят и пугаются громких звуков. Если никакого оружия и гремящих предметов нет, можно закричать что есть силы. Но не стоит этого делать, если зверь всего лишь бродит рядом и не проявил признаков агрессии.
Сильные дожди с грозами тоже могут быть опасны, особенно в горах. Ни в коем случае во время грозы нельзя находиться под одиночными деревьями, нужно обязательно уходить со скал, держаться как можно дальше от металлических предметов.
«Нельзя разговаривать по рации или по телефону в грозу, случаи есть. При сотовой связи возникают удары в область передающих устройств. В Алтайском крае в районе Солоновки был фестиваль, и молния ударила под тент, где стояли люди, она попала как раз в человека, который разговаривал по телефону», — предупреждает собеседник.
Кто поможет?
Для любых путешественников, попавших в беду, есть специальная радиочастота, на которой спасатели круглосуточно ведут прием, она опубликована на сайте МЧС. За помощью можно обратиться и по номеру 112 или по спутниковому телефону. А еще туристов очень просят регистрировать свой маршрут у спасателей, чтобы в случае беды как можно быстрее отыскать группу или одиночку, сузив радиус поиска.
«Человек давно уже вышел из этой среды, которая была ему привычна, люди живут в комфортных условиях, и все эти, казалось бы, мелочи, о которых ты ничего не знаешь, могут привести к беде», — говорит спасатель.
Он настоятельно рекомендует на любые маршруты, даже самые маленькие, страховаться от несчастных случаев. Цена вопроса – в районе 200 рублей за день маршрута, но в случае беды на помощь немедленно вылетит вертолет с медиком на борту, и помощь придет гораздо быстрее.
Сейчас, в самый разгар турсезона, в Горном Алтае работает три сезонных спасательных поста: на Актру, Аккеме и Телецком озере. И нигде специалисты не сидят без работы, даже те, кто остается дежурить в городе, они постоянно выезжают то на поиски потерявшегося на покосе ребенка, то ищут исчезнувшего на реке рыбака, то помогают в ликвидации последствий автоаварий, которых летом особенно много опять же из-за наплыва туристов.