НАВЕРХ

Проезд дорожает в Новосибирске: на 3 рубля не разгуляешься?

Проезд на общественном транспорте Новосибирска в декабре подорожает на 2-3 рубля. Власти объяснили необходимость повышения сдерживанием стоимости в прошлом, что привело к критическому износу техники. При этом горожанам пообещали более комфортные поездки на автобусах и троллейбусах и новые вагоны в метрополитене. Однако эксперты сомневаются в реальности этих планов. Почему? 

Стоимость проезда на новосибирском транспорте изменится 8 декабря. Поездка на автобусе, троллейбусе и трамвае подорожает на 2 рубля и станет стоить 24 и 23 рубля соответственно. Жетон метро подорожает на 3 рубля — до 25 рублей.

До этого цена проезда повышалась в столице Сибири год назад — на 2 рубля с 1 декабря 2018 года. Тогда причиной называли требуемое повышение зарплаты водителям и кондукторам, а также необходимость помощи перевозчикам в погашении кредитов. 

Теперь причины иные. Однако даже после повышения 8 декабря 2019 года проезд в Новосибирске останется дешевле, чем в других сибирских мегаполисах. И власти не считают, что произойдет какая-либо социальная катастрофа.

Мэрия заявила, что горожане, оплачивая билеты, будут инвестировать в ремонт трамвайных путей и новые вагоны для метро, которые уже выработали свой ресурс. А с автобусами еще проще — надо компенсировать повышение цены на дизельное топливо.

«В своё время задержки с повышением тарифа вызвали полный износ и амортизацию муниципального транспорта. Почему на ПАТП-4 транспорт изношен на 100%? Это не из-за нерадивости, а из-за того, что сегодня себестоимость проезда значительно превышает существующий тариф. Небольшое его повышение полностью не решит всех проблем, но это существенный шаг», — сказал мэр Анатолий Локоть.

С учетом того, что годовой пассажиропоток метро составляет порядка 83 миллиона человек, при увеличенной до 25 рублей стоимости жетона за год подземка заработает на 200 миллионов рублей больше (всего 2 миллиарда рублей). Мэрия пообещала закупить в 2020 году пять вагонов метро, правда, выручки от повышения тарифа хватит в лучшем случае на половину этих пяти (самые бюджетные вагоны стоят 80-100 миллионов рублей).

А качество вырастет?

«Нельзя сказать, вот повысим проезд на три рубля, и быстренько одни смогут обновить автопарк, а у другого появятся деньги на ремонт аварийно-опасных участков дорог. Вот в прошлом году подняли тариф на эту же сумму и что? Как ходили в Академгородок убитые автобусы, так и продолжают ходить. Я опять не увидела обоснования сумм повышения», — прокомментировала Sibnet.ru старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН Ольга Валиева.

По ее словам, нельзя принимать решения без экономических расчётов. Это профанация. Рост тарифов вслед за общим удорожанием дает обратный результат — инфляция растёт на ожидании повышения цен. И это уже происходит — после информации о повышении проезда резко на 50 копеек подорожал бензин.

«Мы опять съедим эти три рубля и это никак не отразится ни на дорогах, ни на автопарке», — считает эксперт.

Если не предпринять никаких мер, покорно приняв повышение, в 2020 году спрос на общественный транспорт и его рентабельность снизятся, люди будут пересаживаться на личные автомобили. И пропускной способности дорог станет не хватать еще больше, отмечается в заявлении регионального совета партии «Яблоко». Эволюция рогатого транспорта. ФОТО

«Чтобы не допустить 12-балльных пробок (11 уже было), мы призываем мэрию сделать шаг навстречу тем пассажирам, которые вынуждены добираться до работы с одной, а то и с двумя пересадками. Например, ввести тариф, позволяющий оплачивать проезд всего один раз в полтора часа хотя бы в муниципальном транспорте, а на остальные поездки в течение этого времени получать скидку 100%», — говорится в заявлении. 

Тогда поездка с Затулинки до улицы Авиастроителей обойдётся не в 71 рубль, а всего в 23, а из Матвеевки, Нижней зоны Академгородка или из микрорайона «Шлюз» до «Меги» — в 24 рубля.

Подобные сетевые тарифы, бесплатные пересадки с метро на троллейбус, а также безналичный расчет мэрия планировала еще в 2017 году. Но за это время инновационные подходы внедрены не были, кроме того, и просто регулярное движение автобусов есть не на каждом маршруте. Об этом красноречиво свидетельствуют утренние и вечерние огромные толпы новосибирцев на остановках.

Как обещали изменить новосибирский транспорт >>

А что молчим?

Если раньше новосибирская общественность бурно реагировала на любые повышения тарифов, сейчас в городе спокойно. Люди просто устали протестовать, а власть этим пользуется, считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. 

«Но в следующем году выборы в два совета: городской и областной. Я думаю люди не забудут этого повышения. На выборах нас ждет интересная история. Народ власти ответит», — прокомментировал Дьячков.

Еще по теме
РЖД запустили PWA-версию для мобильной покупки билетов
«Аэрофлот» разрешил перевозить животных на соседнем кресле
Аэропорт в Республике Алтай выставили на продажу
Новосибирский депутат попросил паром из‑за ремонта двух мостов
смотреть все
Обсуждение (1)