Крупнейший за Уралом завод по производству стеклотары находится в Новосибирске. Сейчас он увеличивает объемы производства. Корреспонденты Sibnet.ru побывали на «Экране» и увидели, как из песка и стекольных осколков появляются новые бутылки. А также выяснили, как демпинг, подделки и выбрасывание тары на свалки тормозят развитие отрасли.
«Экран» начал работу в 1954 году как предприятие по производству электронно-оптических приборов, в частности, кинескопов для комплектации телевизионных заводов.
С прекращением в России массового производства телевизионной техники в 1994 году он был перепрофилирован на выпуск стеклотары. В 2000 году группа компаний «РАТМ» приобрела контрольный пакет у гендиректора «Экрана» Анатолия Катаева и стала основным собственником завода.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479564516_php2hiprr.jpg)
Раскаленная капля
Мало кто знает, что АО «Завод «Экран» является крупнейшим за Уралом производителем стекла, отмечает председатель Совета директоров завода Павел Бобошик.
А вот он знает об отрасли много. Работать в ней начинал в Чехии, где несколько лет назад продал свой бизнес по производству стекольной продукции и «вышел на пенсию». О причине переезда вспоминает с иронией.
На этой самой пенсии скучать ему не пришлось: замминистра финансов Чехии привлек Бобошика для экспертизы долгов предприятий стекольной отрасли России в размере 400 миллионов долларов чешскому экспортному банку.
Таким образом в 2012 году Бобошик в качестве международного эксперта посетил завод в Новосибирске. Потом руководство РАТМ Холдинга пригласило его модернизировать производство. Оценив потенциал «Экрана», чешский топ-менеджер приехал работать в Новосибирск.
Изучение русского языка далось довольно тяжело, но сейчас он уже думает на нем. «Я полюбил русский мат», — улыбается собеседник.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_61_1479464015_phphhoezl.jpg)
В огромном цеху настолько шумно, что расслышать речь собеседника очень сложно, даже если он кричит на ухо. Рабочих от грохота спасают только беруши.
«Протяженность производственной линии 80 метров. Это такое чудо: засыпаете песок и другие компоненты и через 80 метров получаете классную бутылку», — начинает показ производства Бобошик.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479562573_phpnihn17.jpg)
«Я четыре года в Совете директоров и три года непосредственно управлял этим заводом. Новосибирск – уникальное место для сбыта продукции. Нигде в мире нет такого, чтобы рядом с заводом по выпуску стеклотары были размещены мощности трех крупных производителей пива и крупного производителя водки. Правда, это не лучшее место для производства тарного стекла: есть нехватка кадров и сырья, песок везем с Ульяновской области, соду из Башкортостана», — говорит он.
Сырье и готовую продукцию транспортируют по железной дороге. Для самого производства нужны только электричество и газ.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479562048_phpp1zpz4.jpg)
После того как сырьевые компоненты (песок, соду, доломит и другие) смешивают между собой в определенной пропорции, получается шихта. К ней добавляют стеклобой.
«Бутылки нельзя производить без стеклобоя. Только в Новосибирской области 300 миллионов бутылок в год остаются на свалках, а нам они нужны для производства. Мы их не получаем, потому что нет системы сбора стекла», — продолжает собеседник.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479562103_phpvsdlm1.jpg)
Он уточняет, что сейчас на заводе при изготовлении стекломассы используют 12% стеклобоя, в мире же этот показатель больше 40%. Тонна стеклобоя замещает 1,2 тонны нового сырья и делает производство экологичней.
На заводе работает пункт приема стеклотары. В том числе благодаря ему за три года объемы сбора использованной стеклотары увеличились с 370 килограммов до 17 тонн в месяц.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_61_1479463333_phpvpzp3w.jpg)
Шихта и стеклобой поступают на стекловаренные печи, самая крупная из них занимает площадь 122 квадратных метра. В печи смесь расплавляется в жидкую стекломассу. Прозрачное стекло варят при температуре в 1560 градусов, коричневое — при 1585 градусах.
За плавкой компонентов наблюдают специалисты: на мониторах видны все параметры процесса.
Жидкая стекломасса попадает в питатель (дозатор), который формирует стекольную каплю. На стеклоформирующей машине в черновом формокомплекте отливается сначала заготовка, а потом в чистовом формокомплекте – бутылка обретает окончательную форму.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_61_1479463531_phprl1lek.jpg)
Производители напитков, как правило, заказывают индивидуальную форму стеклотары. И постоянно вносят изменения в ее дизайн — это не только форма, но и оттенки стекла, гравировки.
«Гравировка на бутылке не всегда является гарантией качества спиртного напитка. На рынке появляются контрафактные бутылки (и с гравировкой). Мы входим в ассоциацию стеклопроизводителей, которые обязуются не продавать левую бутылку. Но часть стекольных заводов находятся на грани вымирания, например, на Кавказе, и делают копии бутылок для фальсифицированного алкоголя. Производители водки постоянно меняют дизайн бутылки, чтобы сложнее было делать копии», — поясняет Бобошик.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479562648_phpxzablh.jpg)
Из форм бутылка выходит разогретой до 600 градусов.
При контакте с воздухом на поверхности стекла могут образоваться микротрещины — чтобы это предотвратить, на изделие наносят горячее напыление.
Далее бутылка проходит через печь отжига, где температура постепенно снижается с 600 до 70 градусов.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479563100_phpowj9u5.jpg)
На следующем этапе на стеклотару наносят холодное напыление и проверяют качество готового изделия. Инспекционные машины контролируют, чтобы не было кривизны, посечек, наплывов на горлышко.
Последним качество контролирует сотрудник ОТК (отдел технического контроля). Все бракованные бутылки снова отправляются в жерло печи.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479560544_phpz33gdg.jpg)
Стекольную бутылку можно использовать три тысячи лет, переплавляя и делая новое стекло, говорит Бобошик.
Битва материалов
Завод «Экран» производит прозрачные и коричневые бутылки, а также банки объемом от 0,25 до 3 литров. В этом году на заводе ввели в эксплуатацию еще одну линию — по производству облегченной бутылки (и сейчас их две), которая очень востребована заказчиками.
При производстве такой бутылки применяют технологию узкогорлого прессовыдувания, что позволяет, сохраняя прочностные характеристики, уменьшить вес стеклоизделий на 20-25% – до 280 граммов.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479561731_php5gyfmu.jpg)
22 ноября на «Экране» запустят новую линию по выпуску цветного стекла, в том числе бутылки с синим отливом для популярной марки водки. Максимальная производительность этой линии – до 50 миллионов бутылок в год.
Сегодня завод поставляет продукцию в регионы Сибири и Дальнего Востока, а также в Казахстан и Монголию.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_61_1479463783_phpsoclzv.jpg)
«Самое эффективное, когда стеклотарный завод продает минимум 50% продукции в радиусе 300 километров. Возить бутылку дальше очень дорого. Бутылка стоимостью 5-6 рублей при транспортировке в Омск дорожает на 1,2 рубля», — отмечает Бобошик.
По его данным, в мире работает 360 стеклотарных заводов. При этом 80% всей стеклотары изготавливается по заказу четырех крупных пивных компаний. Так, например, каждая третья бутылка с пивом выпущена компанией AB InBev, на долю которой приходится 15% заказов на глобальном рынке стеклотары.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479561612_phposbmdi.jpg)
Из 360 производств в России — 45. Но большинство российских предприятий находятся в европейской части страны, на Дальнем Востоке нет ни одного.
«В России работать эффективно могут 10-12 стекольных заводов. Поэтому часть предприятий близки к закрытию. На Дальнем Востоке, кстати, мощностей не хватает. Но даже мертвые с точки зрения финансовых показателей заводы стараются конкурировать, демпингуют, в итоге вся отрасль теряет деньги», — констатирует Павел Бобошик.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_61_1479463842_phpvn0v3y.jpg)
По его словам, такая ситуация сложилась в России из-за быстрого роста темпов потребления пива и водки в начале 2000-х годов. Как следствие инвесторы начали вкладывать деньги в стекольное производство.
Но позднее темпы потребления стали падать, и на рынке возник переизбыток стекольных мощностей.
![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479562973_phpdvgfby.jpg)
«60% в цене бутылки приходится на стоимость сырья, логистические расходы, а кроме того, туда должна быть заложена амортизация оборудования, иначе через десять лет оборудование износится и завод понесет убытки», — говорит он.
Еще один камень преткновения для отрасли — решение Министерства природных ресурсов об утверждении ставок экологического сбора: со стеклянной бутылки – 30 копеек, алюминиевой банки — 8 копеек, ПЭТ-тары — 2 копейки на единицу продукции.![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479561840_phpffitgw.jpg)
Это, подчеркивает Бобошик, может обрушить все стекольное производство.
И это особенно досадно для топ-менеджера сейчас: впервые за десять лет «Экран» вышел на EBITDA (аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) в 300 миллионов рублей, а также увеличил объемы производства на 30%. В 2016 году завод, благодаря вложениям в модернизацию стекловаренных печей, выпустит 420 миллионов бутылок.![](http://info.sibnet.ru/ni/501/501322_59_1479561795_phpkhu3j1.jpg)
«В Европе все устаканилось, благодаря обороту использованного стекла. Чем больше вторичного стекла собрано, тем дешевле производственные процессы. Более того, например, детское питание или продукцию, заявленную как "экологически чистая" европейцы выбирают в стеклянной таре, поскольку считают ее самой безопасной. Но в России не так. Здесь у людей меньше денег и пока они не готовы покупать дороже ради экологичности продукта. Со временем они к этому придут», — заключает собеседник.