НАВЕРХ

АЗС вне закона: электромобили в Сибири остались без подзарядки

Фото: CZmarlin — Christopher Ziemnowicz, releases all rights but a photo credit would be appreciated if this image is used anywhere other than Wikipedia. Please leave a note at Wikipedia here. Thank you!

Согласно новым законодательным требованиям, с 1 ноября автозаправочные станции на федеральных трассах должны быть оборудованы зарядными станциями для электромобилей. Представители заправок рассказали, почему еще не установили зарядки, а эксперты оценили необходимость нововведения.

Постановлением правительства РФ зарядные станции для электромобилей с 1 ноября включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса. В России зарегистрировано около 722 электромобилей. На них предусмотрено порядка 60 зарядных станций, из них 30 расположены в Москве.

Существует два типа зарядных станций: быстрые и медленные. На быстрых станциях зарядка происходит в течение 20-30 минут, их и планируют размещать на АЗС.

Сибирь без зарядки

По данным агентства «Автостат», по итогам девяти месяцев 2016 года продажи новых электромобилей в России составили 58 единиц, что на 19,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Лидером по количеству реализованных в стране электрокаров является Tesla, продажи которой достигли 24 экземпляров. Вторым по популярности в нашей стране является Mitsubishi i-MiEV. Третью позицию занимает Nissan Leaf. Также на российских дорогах появилось три электромобиля Renault Twizy.

Примерно две трети всех электрокаров встали на учет в столичном регионе (Москва и Подмосковье). Семь машин отправилось в Приморский край, пять – в Санкт-Петербург, по две – в Татарстан и Краснодарский край. Еще по одному электромобилю приобрели жители Кировской, Пензенской, Новосибирской и Томской областей. 

По информации представителя УГИБДД по Новосибирской области Артема Николайчука, на сегодня в регионе ездят около трех-пяти электромобилей. Отдельной статистики по этим машинам никто не ведет.

Как пояснила президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская, частота зарядных колонок в регионе должна быть около 150 километров, они должны располагаться на трассах.Солнце и метан: что ждёт сибирский транспорт в будущем

«На заправках в Новосибирской области принимаются меры для их оборудования, это не дёшево, не очень быстро. Необходимо пройти согласование», — в то же время сказала Золотовская.

По информации пресс-службы сети АЗС «Газпромнефть», в настоящее время компания ведет переговоры о сотрудничестве по развитию инфраструктуры для зарядки электромобильного транспорта с электросетями регионов.

В компании отметили, что вопрос не столько в стоимости, сколько в отсутствии нормативной базы. Рынок электромобильного транспорта в России только начинает формироваться. Нет четкого понимания величины электромобильного парка и перспектив развития отрасли.

«Более того, отсутствуют базовые стандарты организации зарядной инфраструктуры на топливных АЗС. В частности, нет формализованных требований к типу зарядных устройств, устанавливаемых на АЗС. Никак не регламентированы технические требования к их размещению на территории станций. АЗС при этом – объект повышенной пожароопасности», — говорится в ответе «Газпромнефти» на запрос Sibnet.ru.

Для зарядки автомобиля требуется дополнительная мощность электросети – станционная сеть на такую нагрузку не рассчитана, необходим дополнительный ресурс электроэнергии.

«Поставщик нефтепродуктов, каковым является АЗС, не имеет права перепродавать электричество. Поэтому такие проекты возможны только в сотрудничестве с электросетями. Это сотрудничество на данный момент также не регламентировано. С каждым поставщиком электроэнергии условия обговариваются отдельно. В нашей практике есть разные примеры – и конструктивные, и не очень. В Свердловской области, например, поставщик электричества сам вышел к нам с предложением. Условия были предложены выгодные для обеих сторон», — прокомментировала компания.

С другой стороны, есть прецедент, когда электросеть предлагала взять на себя расходы на закупку и установку зарядного оборудования. Речь идет об очень существенных суммах.

«Доход от реализации электричества АЗС не получает. Трафик электрокаров ожидается крайне низкий — в силу малого числа транспортных средств и длительности процесса зарядки. В этой связи возникает вопрос окупаемости таких проектов – ожидать объемов реализации сопутствующих товаров, достаточных для компенсации затрат, не приходится», — заключила пресс-служба «Газпромнефти».

Игрушка и профанация?

Владелец магазина «Tomcar's» Марк Ермолаев продает в Томске Nissan Leaf, который считается одним из самых бюджетных среди электромобилей. У него пока никто такой автомобиль не заказал, скорее всего, как полагает продавец, из-за небольшой популярности этих машин. Хотя, по его словам, в Томске он видел пару электрокаров.

«В Томске я не видел зарядных колонок на заправках. Владельцы заряжают машины у себя дома или в гараже через обычную розетку. Это занимает порядка шести-восьми часов», — сказал Ермолаев.

При этом он высказал мнение, что в городе такие зарядные станции не нужны, поскольку «у машины запас хода 160-170 километров без зарядки».

Собеседник добавил, что в эксплуатации электромобиль более выгоден, чем обычный, так как нет ни масла, ни ремней, как в обычном автомобиле, есть только аккумуляторные батареи, которые просто заряжаешь и едешь. И он видит перспективу у этой автоотрасли, даже в Сибири.Секреты автомасла: просто о сложном

Однако ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков отметил, что Сибирь и электромобиль — взаимоисключающие понятия, подобно разведению обезьян в Сибири для сбора кедровых шишек. Причина тому — климат.

«На 20-градусном морозе аккумуляторная батарея теряет способность отдать накопленную электрическую энергию в энергию движения вдвое, не говоря уж о более низких температурах. К тому же следует обогреть салон, заледеневшие стёкла. А риск "сдохнуть" аккумулятору в пути всякому отобьёт охоту к экзотике. Хотя, допускаю, люди с достатком могут себе позволить выкатить из тёплого гаража электрическую игрушку и прокатиться по главной улице на зависть соседу», — высказался Костюков.

По его мнению, электромобиль актуален для стран тёплым климатом в городской среде с неширокой географией. Пример тому Голландия, Норвегия, где государство поддерживает «электрификацию» легкового транспорта, освобождая владельцев от части налогов и где всерьёз обсуждается тема запрета эксплуатации новых бензиновых или дизельных двигателей, начиная с 2025-2030 годов.

С экспертом не согласен региональный директор «Русского АвтоМотоКлуба» Николай Степанов. По его данным, опыт Норвегии говорит о том, что возможны «северные» модификации, которые смогут переносить и наш климат. Он также считает, что наличие зарядных станций увеличит и число владельцев электрокаров.

«О возможности комфортной эксплуатации электромобилей в России можно будет говорить, когда станции "быстрой" зарядки постоянным или переменным током повышенной мощности будут находиться через каждые 100 километров. Конечно, зарядка возможна и от обычной домашней сети через удлинитель, протянутый на улицу, например, из окна кафе, но в таком случае для пополнения батарей, достаточного для пробега в 100 километров, будет уходить от трех часов, в зависимости от конкретной модели», — пояснил он свою позицию.Отопление от солнца предложили внедрить в ЖКХ городов

Костюков отметил, что если присмотреться к практике Голландии, то можно увидеть, что терминалы для зарядки электромобилей расположены вблизи офисов и жилых домов. Пока владелец пребывает на работе в офисе или отдыхает дома после работы, его автомобиль заряжается.

«Электромобили очень дорогие. В наших условиях выгоднее владение обычным автомобилем с классическим двигателем, чем себя развлекать такими эксцентричными игрушками. В Москве более зажиточные люди могут купить электрокар, чтобы развлечься или щегольнуть перед друзьями, что я забочусь об экологии», — заявил в свою очередь ответственный секретарь Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов.

По его словам, «истерика о том, что электрокар более экологичный», на поверку критики не выдерживает.

«Сколько ущерба экологии наносит производство электрокаров, аккумуляторных батарей и их утилизация? Я думаю, что гораздо больше, чем бензиновые двигатели. Экологическая привлекательность таких автомобилей, скорее всего, окажется профанацией, если сравнить реальные промышленные цифры», — отметил Носов.

По его мнению, гораздо важнее сейчас оборудовать регион метановыми заправками для муниципального транспорта, чем зарядками для единичных машин.

Фото: Kirill Borisenko / CC BY-SA 3.0


Еще по теме
Теракт в «Крокус Сити Холл»: главные вопросы
Россию допустили на Олимпиаду: кто поедет в Париж?
Поздравления и проклятия: как мир отреагировал на победу Путина
Налоги вырастут: сколько стоят «социальные» обещания Путина
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (19)