НАВЕРХ

Четыре маркетплейса: чем отличаются интернет-магазины

Фото: © Sibnet.ru
Популярность интернет-магазинов взлетела в период пандемии, и теперь покупки онлайн стали обыденной привычкой россиян. В чем особенности разных маркетплейсов и где покупать выгоднее?

Более половины российских интернет-пользователей совершали непродовольственные онлайн-покупки в течение года. Наиболее широкий ассортимент, представлен в таких российских интернет-магазинах, как Wildberries (14%) и Ozon (12%), следует из опроса ВЦИОМ. «Яндекс.Маркет» получил только 3%.

Россияне готовы рекомендовать маркетплейсы своим друзьям и знакомым, следует из исследования. Так, Ozon рекомендуют из-за быстрой доставки (38%), выгодных цен (29%) и ассортимента (20%), а Wildberries — из-за удобно расположенных пунктов выдачи (32%), скорости доставки (29%) и выгодных цен (23%).

Старожилы онлайн-рынка

У каждого маркетплейса есть своя аудитория и ключевая причина, по которой люди его выбирают. Так, онлайн-магазин Ozon работает с 1998 года, его можно считать самым возрастным российским маркетплейсом.

У него большой и широкий ассортимент товаров, достаточно адекватный поиск, а также прозрачные условия покупки и возврата, которые редко меняются.

Недавно Ozon добавил в ассортимент товары собственных брендов, произведенные партнерами магазина из числа российских компаний. Это товары для животных, бытовая химия, детские товары, а также косметика и продукция женской гигиены.

Фото: © Sibnet.ru

«Яндекс.Маркет» также достаточно давно на рынке, он вырос из сервиса «Яндекс.Товары», который запустили еще в 2000 году. В 2016 году стал самостоятельным маркетплейсом.

Сейчас у сервиса почти 4 миллиона пользователей в день. На площадке представлено 230 миллионов предложений от 25 тысяч российских и зарубежных интернет-магазинов.

Главным плюсом «Яндекс.Маркета» и Ozon можно назвать возможность бесплатно вернуть товар из любого региона страны, если он не подошел.

Стильная и модная

В 2011 году открылся интернет-магазин Lamoda и начала работу собственная курьерская служба в Москве. Этот сервис специализируется на модной одежде и товарах для красоты и дома. Ассортимент товаров из других сфер здесь ограничен.

Зато одежды и обуви, особенно премиальных брендов, на площадке гораздо больше, чем у конкурентов. Lamoda делает упор на стиль и качество. Особенно популярна у пользователей стала примерка товаров с курьером. 

Однако условия возврата менялись со временем. Теперь вернуть не подошедшие платья и туфли можно бесплатно только при определенном уровне выкупа товаров, если это условие не соблюдается, то приходится оплачивать возврат. 

А стоимость доставки варьируется в зависимости от региона и суммы выкупа. К примеру, в Новосибирской области доставка из в Lamoda будет бесплатной только при сумме выкупа в Lamoda от 3,5 тысячи рублей, в других случаях придется платить 149 рублей за вещь.

Молодой, но популярный

Wildberries появился гораздо позже — в 2004 году, но быстро стал набирать популярность. В апреле 2012 года маркетплейс обогнал по посещаемости крупнейший в стране Ozon.

В 2019 году российский Wildberries стал крупнейшим в мире интернет-магазином одежды по объему привлеченного трафика в рейтинге британского аналитического сервиса Similarweb.

Особенно успешным для Wildberries стал пандемийный 2021 год, в котором маркетплейс увеличил оборот почти вдвое. За год покупательская аудитория площадки достигла 113 миллионов пользователей.

Точного ответа, почему именно эта площадка стала самой популярной в России, нет. Но эксперты предполагают, что роль сыграло сразу несколько факторов.

Например, компания стала одной из первых на рынке, кто предложил клиентам бесплатную доставку и примерку. Они открыли много пунктов выдачи с примерочными, поняв, что не всем удобно переодеваться при курьере. 

Также площадка стала первой использовать максимально качественные фотографии товаров, что помогало пользователю при выборе товара онлайн. Кроме этого, Wildberries организовал прямое сотрудничество с крупнейшими брендами одежды, обуви и других товаров.

#Стиль
Как выбрать по отзывам и размерной сетке

В марте этого года у Wildberries случился массовый сбой на сайте, несколько дней пользователи не видели свои покупки и корзины. 

Затем новая неприятность. В мае пользователи начали массово жаловаться, что Wildberries стал применять «штрафы» за возврат товара в размере 100 рублей.

Официальный представитель компании тогда заявил, что возвратный тариф действует давно, и только для покупателей с высокой долей возвратов, затрагивая около 10% клиентов. 

Затем правила поменялись: за отказ от товара покупателям предложили платить от 50 до 100 рублей, в зависимости от места проживания при сумме выкупа менее 5 тысяч рублей или проценте выкупа менее 15%.

Но и на этом изменения не закончились. Сейчас бесплатно можно вернуть товары при сумме выкупа от 10 тысяч рублей и проценте выкупа от 50%.

Посмотреть свою сумму и процент выкупа можно в личном кабинете на Wildberries, ее считают за два года от текущей даты. Если сумма и процент выкупа меньше нужного, то придется в случае отказа или возврата заказанных вещей придется платить по 50 рублей за вещь, а жителям Байконура, Калининграда, Магадана, Дальнего Востока — 100 рублей.

Эксперты предупреждают, что частые изменения правил раздражают пользователей, и прогнозируют спад продаж из-за новой политики. Но, возможно, по оценкам самого Wildberries, потери окажутся значительно меньше издержек на транспортировку возвращаемого товара. Впрочем, наиболее продвинутые покупатели ловко и удачно лавируют среди онлайн-площадок, выбирая самые большие скидки или отслеживая распродажи, несмотря на платные условия доставок или возвратов.

Еще по теме
Пластиковые карты лояльности выдавят из оборота
Жители Сибири отличились выбором завтрака
США нашли способ заработать на России
Санкции против России обрушили алмазный рынок Евросоюза
смотреть все
Обсуждение (0)