НАВЕРХ

Справедливый тариф: что будет с ОСАГО?

Фото: © pexels.com

Процесс либерализации ОСАГО наберет обороты в 2019 году — первым шагом станет расширение тарифного коридора вверх и вниз на 20%. Страховщики заверяют, что аккуратным водителям полис обойдется в меньшую, чем сейчас, сумму. Тесно связанный со страховкой техосмотр станет строже. Также появится приложение, которое оформит электронное извещение о ДТП.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Центробанк. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля, от региона и срока безаварийной езды.

Расширение тарифов

С 9 января вступает в силу указание Центробанка, которое расширяет коридор базовых ставок тарифа ОСАГО на 20% вниз и вверх. Диапазон для авто категории В составит 2746-4942 рублей вместо текущего 3432-4118 рублей, сообщила пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

Для мотоциклов и мопедов будут действовать тарифы в пределах 694-1407 рублей, для такси от 4,1 до 7,3 тысячи рублей. Для расчета окончательной цены полиса базовый тариф умножат на восемь коэффициентов. С началом действия указания ЦБ сам набор коэффициентов не изменится.

Разделение водителей по стажу и возрасту станет более точным: появится 58 категорий вместо существующих четырех. Для самой молодой и аварийной категории — 16-21 лет — коэффициент немного повысится — с 1,8 до 1,87, а для самых опытных водителей в возрасте от 59 лет со стажем от шести лет он составит 0,93. Для полисов «мультидрайв» (без ограничения числа допущенных к управлению лиц) коэффициент также вырастет до 1,87.Что изменится для автомобилистов в 2019 году

По оценкам Банка России, в результате введения новых тарифов средняя цена полиса вырастет не более чем на 1,5%. Российский союз автостраховщиков при этом считает, что для 80% водителей стоимость ОСАГО снизится. Самую большую скидку 7% получат опытные автомобилисты.

С 1 апреля каждому водителю назначат коэффициент бонус-малус (КБМ) сроком на год, он будет единым для всех транспортных средств. Если на эту дату у автовладельца будет числиться несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий из них.

«Я думаю, что эта реформа по индивидуализации тарифов в ОСАГО поможет выработать отношение к аккуратному вождению. Указание ЦБ РФ в первую очередь на это нацелено. Стоит ли мне вообще садиться за руль, управлять автомобилем, если я часто попадаю в аварии? Стоит ли мне нарушать ПДД, если я знаю, что это повлияет на стоимость полиса ОСАГО? Стимул для безопасного вождения только усиливается», — говорил о плюсах реформы исполнительный директор РСА Сергей Уфимцев.

Три вида полисов

Следующие шаги по либерализации заключаются в отмене коэффициентов мощности и региона прописки собственника — по проекту Министерства финансов это произойдет 1 сентября 2019 года и 1 сентября 2020 года соответственно. Вместо этого страховщики будут устанавливать базовый тариф с отклонением сначала на 30%, а затем на 40% вверх и вниз от границ коридора.

Появится три вида полисов ОСАГО — с разными вариантами лимитов: 500 тысяч рублей за вред жизни и здоровью и 500 тысяч за вред имуществу, по 1 миллиону и по 2 миллиона рублей. Автолюбитель сможет купить страховку на срок до трех лет.

Минфин предполагает, что страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и сроком действия (500 тысяч рублей и один год), а повышение лимита и сроков будет возможно по согласованию страхователя и страховщика.

Последним этапом реформы, сроки и параметры которой пока не определены, должно стать полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования.

«Свободный тариф не позволит хорошим водителям переплачивать за плохих, тариф будет справедливым для каждого автовладельца. Исчезнет понятие «проблемных регионов» — водители в каждом регионе будут платить каждый за свой риск, а не оплачивать убытки страховой компании в конкретном регионе», — отметил президент РСА Игорь Юргенс.

Привязка ОСАГО к водителю

Депутаты от ЛДПР в конце 2018 года внесли законопроект, предлагающий привязывать полис ОСАГО к водителю, а не к транспортному средству. В результате имя водителя не нужно будет вписывать в полис другой машины, если владелец авто позволит ему сесть за руль.

«Оформлять ОСАГО на водителя будет выгодно владельцам нескольких машин — они будут покупать не три полиса, как сейчас, а один. А если у людей одна машина на семью, и водят ее три члена семьи — их затраты, наоборот, увеличатся: им придется покупать не один полис, а три», — комментировал идею исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Почетный председатель правления «Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников считает, что смысл в подобной инициативе есть, человек не может одновременно управлять двумя-тремя транспортными средствами, но встанет вопрос, как правильно определить тариф.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Глава ГИБДД призвал пересмотреть штрафы за превышение скорости

«Человек должен будет при покупке полиса указать, какими транспортными средствами он собирается управлять, скажем, у него три машины — из них выберут ту, которая может нанести наибольший ущерб. например, у владельца легковая машина, небольшой грузовик и большой грузовик. Естественно, большой грузовик нанесет больший ущерб, вплоть до уничтожения транспортного средства, чем легковой. Здесь вопрос в определении тарифов, в этом сложность», — описал проблемы эксперт.

По мнению страховщиков, такая система сделает невозможным контроль за наличием полиса ОСАГО с помощью дорожных камер, так как она «пробивает» документ по госномеру и другим признакам транспортного средства.

«В случае наличия двух видов полисов ОСАГО эта система работать не будет – невозможно будет выписать штраф на автомобиль без ОСАГО, так как существует вероятность того, что им управляет человек, оформивший полис "на водителя". Но и проверить наличие такого полиса у самого водителя камера не сможет — таким образом, автоматический контроль будет бессмысленным», — объяснил исполнительный директор РСА.

Видеофиксация техосмотра

Госдума в прошлом году в первом чтении проекты законов, направленных на борьбу с выдачей фальшивых диагностических карт техосмотра. Во-первых, реформа предусматривает фото- и видеофиксацию процесса, что позволит достоверно устанавливать факт его проведения. Цифровой профиль: какими будут новые паспорта россиян

Во-вторых, за оформление фальшивой карты без техосмотра предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Также вводится уголовная ответственность за осуществление деятельности по проведению техосмотра без аккредитации оператора технического осмотра. Наказание — лишение свободы до пяти лет.

В-третьих, водитель управляющий машиной с «серым» техосмотром, получит штраф в 2 тысячи рублей. Такие поправки будут внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Электронное извещение о ДТП

Российский союз автостраховщиков планирует в 2019 году усовершенствовать процедуру оформления аварий без вызова ГИБДД. Организация собирается разработать новое мобильное приложение, в котором обязательный документ — извещение о ДТП — будет электронным.

Идентифицировать водителей будут через единый портал госуслуг. Также будет налажена передача данных из Государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», куда они будут передаваться с бортовых устройств, в АИС ОСАГО.

«Использование таких устройств имеет очень большие перспективы, поскольку возможна фиксация и передача не только данных о ДТП, но и телематических данных, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско», — говорилось в пресс-релизе РСА.



Обсуждение (6) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (6)
Добавить комментарий