НАВЕРХ

Как выбрать моторное масло: советы эксперта

Фото: Robert Couse-Baker / Attribution License

Замена моторного масла — лишь на первый взгляд простая задача, ведь по российским дорогам бегают сотни моделей автомобилей с тысячами различных двигателей. Под каждый движок необходимо правильно подобрать масло, характеристики которого влияют на мощность, экономичность и ресурс мотора. Как выбрать нужную вязкость, чем отличаются 5W30 от 5W40, какие популярные мифы про автомасла правдивы, а какие нет — нам рассказал директор магазина «Масла-НСК» Григорий Полтавцев.

Что означают цифры на канистрах

Зимний пуск — серьезная нагрузка для двигателя. Масляному насосу нужно время, чтобы прокачать масло по каналам системы смазки, некоторое время двигатель будет работать в режиме масляного «голодания», при котором резко возрастет износ деталей. В этой ситуации ключевая характеристика масла — его вязкость.


Текучее масло сокращает время прокачки по системе и обеспечивает дополнительную защиту. От вязкости зависит легкость холодного пуска двигателя в морозы. Первая цифра на канистре моторного масла говорит о минимальной температуре, на которую оно рассчитано, рассказывает Григорий Полтавцев.

Чем ниже показатель рядом с буквой W, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. Например, при работе двигателя на масле 5W, мотор заведется при внешней температуре до –34 градусов Цельсия. При показателе 0W проворачивание коленвала гарантируется в –42 градусов.


Традиционно считается, что для Сибири подходит моторное масло классов «0W» и «5W», которые отличаются наименьшей вязкостью в морозную погоду. При этом эксперт напоминает, что на практике способность стартера провернуть двигатель при низкой температуре зависит не только от марки масла, но и от мощности самого стартера.

Все популярное моторное масло является всесезонным, в обозначении используется комбинация обозначений зимних и летних видов, например, 5W40. Вторая цифра в обозначении класса вязкости — высокотемпературная вязкость, чем ниже это число, тем более текучим масло будет при рабочей температуре двигателя.


Большинство европейских автопроизводителей рекомендуют использовать масло с летним классом вязкости «40». Японцы нередко указывают в спецификациях более экономичный класс «30». При выборе класса вязкости правильнее руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, который подбирает оптимальное масло для конкретного двигателя по международной спецификации SAE, подчеркивает Полтавцев.

Какое автомасло бывает

Моторное масло может быть минеральным, синтетическим или гидрокрекинговым. Наиболее дешевое — «минералка», которая является продуктом переработки сырой нефти. Такое масло обладает сравнительно небольшим температурным диапазоном работы и быстро теряет свои смазывающие свойства, поэтому редко используется в современных двигателях.

Гидрокрекинговое масло — это продукт, который по своим характеристикам приближается к синтетическому маслу, однако по сравнению с ним намного быстрее стареет, теряя свои химические свойства, рассказывает Григорий Полтавцев. Однако у него есть очевидное достоинство — доступная цена.


Синтетическое масло производится «в пробирке» путем синтеза нужных химических соединений, поэтому производители гарантировано добиваются максимальной термической стабильности. В частности, «синтетика» малочувствительна к перегреву, меньше окисляется в процессе работы двигателя. Такое масло сохраняет свойства на протяжении всего срока службы.

Основной «синтетики» являются полиальфаолефины (ПАО), источником которых служат газы — например, этилен. По словам Полтавцева, полностью синтетического масла не бывает, обычно производитель берет полусинтетичесую «базу», в которую добавляется 20-30% гидрокрекинга, после чего по закону такое масло можно называть Full Synthetic.


Синтетические масла самые дорогие, однако использование такой смазки имеет «отложенную» выгоду. Например, ранний выход на рабочие параметры и улучшенная смазка при высоких температурах и перегрузках экономит топливо, а сохранение характеристик на протяжении всего пробега увеличивает ресурс двигателя в целом.

Как правильно менять автомасло

Некоторые автомобилисты специально меняют масло перед зимой, однако наиболее логичный способ замены масла — по пробегу, утверждает Григорий Полтавцев. В суровых сибирских условиях масло вырабатывает свой ресурс на 90% уже после 8 тысяч километров. Обычно предел для качественного масла — 10 тысяч километров, после этого оно быстро теряет свои свойства.

Что будет если не следить за уровнем масла? Самое опасное — низкий уровень в поддоне, в этом случае двигатель работает без достаточной смазки, это вызовет интенсивный износ и грозит заклиниванием. Высокий уровень масла тоже вреден — его излишки начнут выбрасываться в выхлопную систему, будет поврежден дорогой катализатор.


Главный вопрос — как выбрать самое подходящее масло для конкретного мотора. Эксперт советует начать с рекомендации автопроизводителя. Здесь, кроме соответствия SAE, есть три основных классификации — API, АСЕА и ILSAC. Если упростить, то первая спецификация разработана американцами, вторая — европейцами, а третья — японцами.

Например, уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству для бензиновых моторов подразделяются на классы SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN. Чем вторая буква дальше от начала алфавита — тем лучше. Таким образом, наиболее современным и технологичным маслом по API будет продукт с маркировкой SN.


Популярные марки масла часто подделывают, так что при покупке эксперт рекомендует пользоваться только проверенными магазинами с хорошей репутацией. По словам Полтавцева, сейчас производители контрафакта научились точно имитировать упаковку, так что «на глаз» отличить оригинал от подделки у обычного автолюбителя не получится.

Какие мифы про автомасло правдивы

Фирменное масло более качественное. Многие автолюбители считают, что масло под оригинальными брендами идеально подходит для данных марок. Полтавцев напоминает, что автопроизводители не выпускают автомасло сами, а просто заказывают партии у крупных компаний. Нередко масла стороннего производителя за одинаковые деньги превосходят оригинал.


Масло в канистрах превосходит бочковое. На деле бочковое масло и масло в канистрах идентично. По словам Полтавцева, у бочкового автомасла есть ощутимое преимущество — оно примерно на четверть дешевле. Бочки оснащают специальной защитой, чтобы потребитель мог проверить легальность конкретной партии.

Бочковое масло портится. Некоторые автомобилисты полагают, что бочковое масло теряет свойства из-за большого объема емкости — якобы полезные присадки через какое-то время выпадают на дно. По факту такое может произойти только в случае хранения бочки более пяти лет, говорит Полтавцев.


Чем дороже масло, тем оно качественнее. В реальности в стоимость масла нередко закладывается наценка за бренд, отмечает эксперт. Нередко можно найти полный аналог дорогого масла, при этом цена продукта окажется намного демократичнее. Нужно просто внимательно сравнить характеристики.

Цвет масла связан с его качеством. Базовое моторное масло практически прозрачное, говорит Полтавцев, поэтому его цвет ничего не значит. Также не стоит пугаться, если сразу после замены оно резко потемнело. Просто это означает, что эффективно работают моющие присадки, которые отмывают отложения на деталях двигателя.


Подведем итоги. При замене масла необходимо изучить рекомендации автопроизводителя или проконсультироваться с экспертами. После этого останется купить нужное масло в проверенном магазине. Соблюдение простых правил продлит жизнь двигателю.

Магазин «Масла-НСК»
Приходите: улица Сухарная, 35 корпус 4/1, автокомплекс «Автозаельцовский» (здание Заельцовского ГИБДД)
Звоните: телефон 8-951-303-11-44, группа «ВКонтакте»
vk.com/masla_nsk
Обсуждение (2) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (2)
0
Добавить комментарий