НАВЕРХ

Плата за инновации: что ждет спорную новосибирскую школу

Фото: © Полина Разуваева, Sibnet.ru

Настоящий скандал разгорелся после увольнения городскими властями директора школы №83 в Калининском районе Новосибирска. Родители вступились за педагога, назвав школу особенной. Но власти, не отрицая квалификации учителей, привели другие аргументы.

Директор школы №83 Светлана Гольцер уволилась по собственному желанию вечером в понедельник. Кадровое решение, по её словам, было продиктовано «сверху».

«Написала заявление по собственному желанию в результате трёх проверок, которые были в школе. (Глава департамента образования мэрии Рамиль) Ахметгареев выразил мне недоверие и предложил уволиться по собственному желанию или по статье», — рассказала Sibnet.ru экс-директор.

По её словам, найденные мэрией нарушения были связаны с наполняемостью школы (учреждение рассчитано на 300 человек, а числилось в нём более тысячи), а также с оформлением документов.

«Они сначала решили, что дети фиктивные. Когда узнали, что они на заочном обучении, сказали, что мы всё равно не имеем права их брать, и дальше начались проверки, которые и привели к моему увольнению», — пояснила собеседница.

Как следует из результатов проверки (документ имеется в распоряжении редакции Sibnet.ru), в школе действительно учится очно менее 300 человек, заочно — более тысячи, 58% которых — жители других регионов и даже стран.

В школе также в числе прочих нашли недочеты в ведении документов и порядке выплат стимулирующих выплат.

Родители против

За директора вступились родители учеников — они написали коллективное обращение в мэрию с просьбой разобраться в ситуации. По их словам, в школе «высокие показатели обучаемости», а Ахметгареев «превысил полномочия», увольняя директора.

«Особое внимание школе №83 уделялось, видимо, по причине того, что в данном учебном заведении используются инновационные методики, а в заочной форме школа обучает детей по всей стране, а не только в рамках города Новосибирска», — говорится в тексте обращения. День учителя: от каких подарков становится «не по себе»

Родители напомнили о том, что регион в последнее время упал в инновационном рейтинге. Они считают, что ситуация с «необычной» школой ещё больше ухудшит ситуацию.

«Данная проблема грозит серьёзным социальным взрывом», — уверены подписавшиеся. Среди родителей также распространились слухи о том, что школу вскоре расформируют и объединят с соседней.

Что дальше?

Во вторник свою позицию озвучил глава департамента образования мэрии Рамиль Ахметгареев. Он сообщил, что нарушения со стороны Гольцер были зафиксированы в третий раз.

«Было два выговора. В последний раз в апреле-мае были даны рекомендации, достигнуты договорённости, что нарушения будут устранены», — сказал чиновник.

Но в новом учебном году, по словам Ахметгареева, в школе ничего не изменилось, поэтому было принято решение поменять директора.

Сейчас обязанности руководителя исполняет завуч Елена Корниенко, но это решение продиктовано законом — заместитель директора всегда исполняет его обязанности в случае его отсутствия, отметил представитель мэрии.

Но, подчеркнул Ахметгареев, и. о. директора должна «незамедлительно устранить нарушения». Кроме того, за школой теперь будут пристально следить.

«Продолжение изучения деятельности школы, конечно, надо будет осуществлять», — сказал чиновник. Он добавил, что вопросов о реструктуризации учреждения не возникало никогда, и не знает, откуда взялись подобные слухи.

По словам Ахметгареева, ситуация со школой №83 — не первый случай, когда руководители образовательных учреждений в Новосибирске увольняются из-за нарушений, выявленных департаментом.

Сфабрикованные претензии?

Опрошенные эксперты предложили разделить проблемную ситуацию на две составляющие — образовательную и финансовую. А также высказали мнение о спланированной кампании по обнаружению нарушений.

Председатель комиссии по социальной политике и образованию новосибирского совета депутатов Николай Тямин сообщил, что не в курсе конфликта, но выразил уверенность в том, что Ахметгареев сделал всё правильно.

«Он очень корректный, у меня, наоборот, было три случая, как минимум, где он достаточно жёстко отстаивал позицию директоров школ, руководителей школ и отдельно взятых учителей. Я не могу сказать, что сегодня он вот так вот — раз, и увольняет директора. Значит, были какие-то причины, которые шли вразрез с трудовой дисциплиной либо с финансовой. Скорее всего, не сколько с трудовой, сколько с финансовой. Я только могу предположить», — рассказал Sibnet.ru депутат.

По мнению Тямина, не имеет значения, занимается школа инновационной деятельностью или нет, правила для всех муниципальных учреждений одни.

«Есть общеобразовательный процесс, и если у кого-то есть ноу-хау или свои образовательные предложения — финансовой дисциплины никто не отменял», — напомнил собеседник.
Хиджабы и букеты: не самая обычная новосибирская школа

По словам социолога и председателя Общественного совета при Минобрнауки Новосибирской области Надежды Вавилиной, родителей учеников в этой ситуации можно понять.

«Родители, как правило, не в курсе этой стороны деятельности руководителя. Для них директор — это человек, которому они доверяют своих детей. Они могут быть недовольны отдельными событиями, но объективно формируется такой процесс, как доверие. Тут эмоциональные позиции сталкиваются с ипостасью руководителя, ответственного за деньги, здание, многое другое. Поскольку в головах родителей нет равновесия между ними, возникает своего рода конфликт», — прокомментировала Вавилина.

Но, по её словам, если причиной конфликта стали в том числе и нарушения финансового законодательства, то заслуги в сфере образования не могут послужить защитой.

«На руководителя учреждения образования также, как, например, на директора производства патронов, накладывается дисциплина. Она или есть, или её нет. Кодексы налоговые, бюджетные — это священная корова, их трогать нельзя», — считает социолог.

«В "Умке" действительно было создано очень хорошее учреждение образовательное, и много лет этому было посвящено. Там собрались родители, которые были довольны результатом, качеством образования, и Светлана Владимировна была тем руководителем, которая позволила всем инновациям совершиться в школе», — прокомментировала в свою очередь руководитель семейной школы «Добрые традиции».

На её взгляд, проведённые проверки носили формальный характер, их задачей было одно — «сфабриковать те претензии, которые существуют».

Еще по теме
«Лицей»: как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
Филолог перечислила забавные и странные ошибки «Тотального диктанта»
Студенческие билеты и зачетки станут электронными
Заявление в первый класс: пять главных вопросов
смотреть все
Обсуждение (6)