НАВЕРХ

Идеальное оружие: секретные танки «Уралвагонзавода»

Фото: © Павел Комаров
Единственное танкостроительное предприятие России, «Уралвагонзавод», в октябре 2016 года отметило своё 80-летие — именно здесь выпускаются самые грозные машины российской армии, включая новейшую «Армату». Однако не всем супертанкам посчастливилось пойти в серию — Sibnet.ru отыскал самые секретные и малоизученные модели конструкторов из Нижнего Тагила.

«Объект 167»

Специалисты по бронетанковой технике прекрасно знают советский танк Т-72, который стал самым массовым во второй половине XX века. Однако мало кто знает, что создание этой бронемашины стало бы невозможно без экспериментального танка «Объект 167».

Разработка машины началась в Нижнем Тагиле в 1961 году в честь XXII съезда КПСС, первоначально задачей проекта являлось улучшение характеристик танка Т-62 за счёт новой ходовой части и более мощного двигателя, но в итоге разработчики создали принципиально новый танк, превосходящий все существовавшие на тот момент аналоги.

Конструкторы позаимствовали с танка Т-62 башню, однако внесли в неё довольно много изменений — увеличили размер, изменили толщину люков. В качестве основного вооружения «Объект 167» получил 125-мм гладкоствольную пушку Д-81.

Броневая защита нового танка была немного уменьшена для сохранения массы в предельно допустимых нормах — толщина лобовой брони у «Объект 167» составляла 80 миллиметров, бортовые листы корпуса достигали в толщину 70 миллиметров. При этом обитаемые отделения защитили пластинами из противорадиационных материалов.

Фото: © Тара-Амингу / CC0 1.0

«Сердцем» танка стал двигатель В-26, который позволил улучшить динамические качества бронемашины. Его мощность составляла 700 лошадиных сил. Разработчики также переработали подвеску — увеличением рабочей длины торсиона удалось добиться большей плавности хода танка.

Впервые в мире «Объект 167» получил автомат заряжания, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Уральский автомат для танковой пушки оказался настолько удачным, что в итоге его начали устанавливать даже на танки, выпускаемые основным конкурентом уральцев — Харьковским заводом транспортного машиностроения.

«Объект 167» успешно прошёл Государственные испытания, по результатам которых был рекомендован к принятию на вооружение, однако в Кремле сделали ставку на харьковский танк Т-64. Решение принял лично Никита Хрущёв. А наработки уральцев были использованы в будущем Т-72, которые многие эксперты считают лучшим танком своего времени.

«Объект 187»

Работы над секретным танком «Объект 187» начались в 1986 году в рамках проекта «Совершенствование Т-72Б». В результате на свет появилась глубокая модернизация одного из лучших танков XX века.

Конструкторы отказались от навязанного сверху «харьковского» дизайна, который использовался в корпусе Т-64. Носовую часть танка удлинили, благодаря этому место механика водителя осталось в глубине корпуса машины, а шахты приборов наблюдения теперь выходили наружу через крышу корпуса.

В Т-64 и его «наследниках» приборы выводились через верхнюю лобовую деталь, что приводило к существенному ослаблению передней брони. Кроме этого, новая компоновка позволила расположить бронирование с более рациональными углами наклона для противодействия бронебойным подкалиберным снарядам.

Традиционную литую башню заменила сварная, для которой использовался специальный листовой прокат. Броню впервые дополнили комплексом динамической защиты, на борта навесили решетчатые экраны, установили комплекс оптического подавления «Штора». Система стала прообразом будущего комплекса «Реликт».

Главной ударной силой «Объекта 187» стала новейшая 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А66 с самой совершенной на тот момент системой управления огнём в мире. Как отмечают эксперты, на танках потенциальных противников нечто подобное появилось только через 10-15 лет.

Фото: © tank-t-90.ru

Перспективной силовой установкой для танка выбрали Х-образный моноблок А-85-2 мощностью 1200 лошадиных сил. Двигатель располагался в моторно-трансмиссионном отделении продольно — как В-2 на танке Т-34 — что упрощало сборку. Кроме этого, длинный тракт способствовал значительному охлаждению выхлопных газов и эффективно снижал тепловую заметность танка.

В ходе испытания одну из бронемашин расстреляли на полигоне — инспекторы были поражены выдающейся защитой, которая эффективно противостояла практически всем существовавшим на тот момент противотанковым средствам.

Уральцы сделали несколько попыток поставить получившийся столь удачным «Объект 187» на вооружение, однако в Минобороны сделали ставку на более дешёвый и простой проект, который предусматривал минимальную доработку Т-72Б. В настоящее время несколько образцов экспериментального танка хранятся в музее бронетехники в Кубинке.

«Объект 195»

До конца 80-х годов советские танки имели неоспоримое превосходство над танками НАТО, однако к началу 90-х ситуация начала меняться — новейшие модификации Leopard-2А6, Abrams М1А2 и Challenger-2 привели к отставанию бронетехники СССР.

В этой ситуации конструкторы «Уралвагонзавода» приступили к разработке «Объекта 195» — перспективного боевого танка четвёртого поколения, который должен был вернуть России мировое лидерство в танкостроении. В итоге разработка бронемашины велась долгих 20 лет — с 1990 по 2010 год.

Главным новшеством танка стала необитаемая башня, которая позволила изолировать экипаж в небольшой бронированной капсуле в носовой части корпуса. Новая компоновка, а также выведение боекомплекта из основного корпуса и многослойная броня значительно повысили живучесть бронемашины и безопасность танкистов.

Вооружение «Объекта 195» состояло из 152-мм гладкоствольного орудия 2А83 с новым автоматом заряжания — самая мощная на тот момент танковая пушка не оставляла никаких шансов танкам противника. Кроме этого, экипаж имел тепловизор и радар для наведения на цель в ночное время.

Фото: © twitter.com/poshodaevsergei

Информация о цели поступала на экраны, традиционных оптических приборов экипаж был лишён. В результате возникал эффект видения «сквозь» броню. По некоторым данным, танк был оснащён лазерным устройством для поражения оптики прицелов и приборов наблюдения противника. Также в бронемашину впервые установили систему «свой-чужой».

«Объект 195» оснастили перспективным X-образным дизельным двигателем мощностью более 1650 лошадиных сил и новой трансмиссией, которая обеспечивала высокие ходовые характеристики и плавность хода. При этом шумовые характеристики нового мотора были уникальными — они оказались очень низкими и обеспечивали эффективную маскировку.

Разработка нового танка была завершена в 2010 году — тогда в Нижнем Тагиле состоялся единственный закрытый показ «Объекта 195». Однако в Минобороны уникальной машиной не заинтересовались — её посчитали слишком сложной для производства. В результате самый мощный в мире танк остался экспериментальной моделью.

Наработки над супертанком конструкторы «Уралвагонзавода» использовали для создания Т-14 «Армата», однако ряд экспертов утверждают, что принятая в итоге на вооружения платформа является лишь более простой и дешёвой версией «Объекта 195».

«Уралвагонзавод» в настоящее время модернизирует танки Т-72 и Т-80, выпускает Т-90 и Т-14 «Армата», а также производит самоходные гаубицы «Мста-С», боевые машины огневой поддержки «Терминатор» и другую бронетехнику на танковых шасси. Всего с 1941 года предприятие выпустило 100 тысяч единиц бронетехники.
Еще по теме
Теракт в «Крокус Сити Холл»: главные вопросы
Россию допустили на Олимпиаду: кто поедет в Париж?
Поздравления и проклятия: как мир отреагировал на победу Путина
Налоги вырастут: сколько стоят «социальные» обещания Путина
смотреть все
Обсуждение (26)