НАВЕРХ

Реконструкция Чуйского тракта: почему местные против?

Фото: © Sibnet.ru

Главная дорога Республики Алтай – федеральная трасса М-52 «Чуйский тракт» — постепенно превращается в подобие европейской: четыре полосы, наземные переходы, электронные табло. Ключевое слово – «постепенно», выполнить за один сезон такой объем работ нереально. Но реально, как считают местные власти, сделать дорогу разменной монетой в политических интригах...

Который год подряд гостей региона встречают объездные пути, знаки об ограничении скорости, дорожная техника и прочие «прелести» дорожного ремонта. Все верно с точки зрения строительной технологии, но только скорость приходиться снижать, да и пейзаж не особо радует. С другой стороны, не за горами тот день, когда дорога предстанет перед гостями и во всем великолепии. И российским туристам не привыкать к временным неудобствам относиться философски. Местные жители, казалось бы, должны радоваться, что вскоре получат хорошую дорогу, но радуются почему-то не все…

Фото: © Sibnet.ru
СПАСИТЕ НАС ОТ ПЫЛИ!

Несколько лет назад инициативные жители улицы Подгорной в селе Майма стали стучать во все двери, требуя от районной власти принять меры и оградить их от пыли, летящий с Чуйского тракта. Требование, надо сказать, обоснованное: возросший поток туристов, особенно в летний период, высокая концентрация выхлопных газов, пыль – в данном месте Чуйский выполняет роль центральной улицы самого большого села в России.

Но трасса федеральная. В республиканском, тем более, районном бюджете ни на заплатки, ни на заградительные экраны средств нет. Глава региона вышел с просьбой на Москву, где оказался услышан. В федеральном центре приняли решение о выделении средств на ремонт главной магистрали республики. В первую очередь отремонтировали участок дороги возле реконструированного аэропорта (за Маймой). Работы начались от границы республики с Алтайским краем, захватят они и трассу в черте села, ту самую улицу Подгорную.

Жители, казалось бы, получили решение проблемы, но внезапно они решили собрать митинг, привлечь общественность и СМИ и добиться отмены реконструкции тракта...

ХОТИМ ДОРОГУ, НО НЕ ЭТУ

Противники реконструкции говорят, что хорошая дорога все же нужна, но конкретно этот проект они не поддерживают. Идеальный вариант, если бы дорогу проложили за пределами населенного пункта. За другую трассу активно голосуют не только некоторые жители села и города Горно-Алтайска, но и члены регионального отделения партии «Родина».

«Инициативной группой, членами партии «Родина» был организован митинг. На него пришли около 180 человек. И согласно резолюции, все единодушно проголосовали за то, чтобы Чуйский тракт вывести за пределы Маймы. Теперь организаторы пишут гневные письма о попрании своих прав, о нарушении экологии, о непродуманных затратах и рассылают во всевозможные инстанции от лица жителей села», — говорит глава Майминского района Евгений Понпа.

Но, подчеркивает Понпа, всего в селе проживает около 20 тысяч человек. Таким образом, выразили свое мнение и считают его теперь единственно верным менее 1% местных граждан. «Думаю, данная тема – так называемая предвыборная, после выборов она затихнет, так как отпадет потребность завоевывать себе голоса. Ведь среди митингующих – кандидаты в депутаты сельсовета...» — продолжает глава района.

По его словам, совместно с районной газетой был проведен независимый соцопрос. Сотрудники ходили по дворам жителей улицы Подгорной и спрашивали их мнение. Согласно результатам, среди проживающих 80% — за реконструкцию Чуйского тракта и всего лишь 20% — против.

«Если брать мое мнение не как чиновника, а как обычного человека, жителя Маймы, автовладельца, реконструкция необходима. Нужна разгрузка потока. А разгрузка – это в первую очередь безопасность. Новая дорога — это не только четыре полосы, а еще и пешеходные переходы, светофоры, удобные съезды, то есть перевод трассы в дорогу более высокой категории», — заключает Понпа.

БОЛЬШЕ ВРЕДА, ЧЕМ ПОЛЬЗЫ

Замруководителя регионального отделения партии «Родина» Сергей Киреев со словами тех, кто «за», категорически не согласен. «Начнем с того, что вопреки расхожему мнению, инициаторами всех этих действий выступили не мы, а непосредственно жители, как сельские, так и городские. Мы их выслушали, собрали инициативную группу, внимательно изучили проблему и решили предложение о выносе Чуйского тракта за пределы населенного пункта поддержать», — говорит Киреев.

Основной момент, на который собеседник обращает внимание, это то, что щиты, переходы в черте села создадут неудобства для людей. «Село словно на два лагеря стеной разделят. Возникнут проблемы с перегоном скота, придется переносить газовую ветку и освещение, что создаст дополнительные расходы», — поясняет собеседник.

Он напоминает, что изначально существовало три варианта прокладки Чуйского тракта, в том числе и тот, который сейчас реализуют: «Так вот, изучая документы, мы поняли, что он – самый дорогостоящий. А самый бюджетный как раз тот, который предлагаем мы – через Платовский мост на тот берег Катуни, через села Платово и Подгорное с выходом на нашу сторону в районе Карлушки».

Киреев подчеркивает и то, что «не было никаких публичных слушаний». По официальной информации, действительно, изначально рассматривали и вариант строительства новой дороги в обход села, но в итоге в Москве приняли решение ремонтировать уже существующее полотно. Данный проект был представлен на майских публичных слушаниях в виде презентации, так как объекты капитального строительства никаким публичным слушаниям не подлежат. Решение о выборе проекта приняли на уровне федерации.

«Такой вариант (в обход села) не только бы сэкономил средства, но и основательно облегчил бы жизнь людям из левобережных сел, которые сейчас ввиду аварийности моста страдают из-за проблем с транспортом. Лично знаю, что в нашу партию вступили два человека из Подгорного после того, как там произошли два страшных случая: сгорел дом, так как в село не смогла проехать пожарная машина, и женщина скончалась в машине скорой помощи, потому что спецавтомобиль вынужден был ехать в объезд», — продолжает Киреев.

«А насчет того, не предвыборные ли это действия… Естественно, этот момент мы используем, но нельзя сказать, что действуем только в преддверии выборов. Я глубоко убежден, что партия «Единая Россия» исчерпала свои силы и не выполняет поставленные задачи, и мы готовим команду, чтобы встать на замену. Мы не оппозиционеры, но хотим иных результатов», — оппонирует собеседник главе района.

«БЕЗ ПРОБЕГА ПО СОВЕТСКОЙ»

В рамках реконструкции Чуйского тракта подрядчик обещает отремонтировать и улицу Советскую, идущую почти параллельно основной дороге. Сейчас там асфальта скорее нет, чем есть, а местные автовладельцы шутят: «Куплю автомобиль без пробега по Советской».

Цена вопроса – несколько десятков миллионов, в бюджете района такие деньги вряд ли когда-нибудь будут, а жители Советской, также как и Подгорной, хотят комфорта и нормальной дороги.

Глава района сообщил, что во время ремонта будут приведены в порядок съезды, создана система водоотведения вдоль федеральной трассы (сейчас талые и дождевые воды заливают участки), отремонтированы коммуникации. «Примером того, что обещания будут выполнены, может служить Дубровка, там, где реконструкция Чуйского тракта прошла в первую очередь. Шумоизоляция, единообразие, пылезащитные экраны, скотопрогон», — говорит Евгений Понпа.

По его словам, ранее село производило удручающее впечатление: покосившиеся домики, упавшие заборы, улицы с грязью вместо асфальта. А сейчас симпатичный ярко-голубой забор (шумо- и пылеизоляция) преобразил вид населенного пункта до неузнаваемости.

«Кроме того, заасфальтированы съезды и четыре сельских улицы. Конечно, и тут находятся недовольные, говорят, пешеходных переходов мало – один наземный и две «зебры» в начале и в конце села. Но ведь эти проблемы можно решить уже на местном уровне, главное, что дорога, «съедающая» немереные миллионы, приведена в порядок», — отмечает глава района.

А объездная дорога, по его мнению, проблемы не решит. В селе есть на что посмотреть, можно сходить в тот же Музей камня, опять же гостиницы, магазины, базарчик – туристы специально будут в Майму заезжать купить водички, яблок. Поэтому, считает Понпа, на снижение потока и уменьшение шума и пыли в любом случае надеяться не приходиться.

СПРАВКА: Реконструкция второй очереди Чуйского тракта началась в июле 2015 года. Провести работы предполагается на участке протяженностью 18,7 километра, превратив его в полотно первой категории, четырехполосную трассу. Окончание работ запланировано на 2019 год. Общая стоимость проекта – 5,7 миллиарда рублей. Деньги выделены из средств Федерального дорожного агентства. Исполнитель работ — ФКУ Управление автомобильных дорог «Алтай».

Фото: © Таисия Белова
Еще по теме
Запасов дорожной техники в России хватит на три‑четыре года
Авиакомпании попросили разрешения вернуть самолеты за рубеж
Россия до 2030 года выпустит более тысячи самолетов
Стройку аэропорта Толмачево показали на таймлапсе. ВИДЕО
смотреть все
Обсуждение (9)