В коллекциях искушенных киноманов всегда найдется хотя бы один фильм с особенно сложным сюжетом. И такая лента обязательно окажется обладателем не одной престижной премии. Фильмы с «непонятным» сюжетом могут не находить отклика у широкого зрителя, но, как правило, высоко оцениваются профессионалами. Почему? Возможно, их стоит смотреть иначе, разгадывая ребусы и «слушая» переживания режиссера?
«Магнолия»
События ленты происходят в Сан-Фернандо, штате Калифорния, где в результате случайных совпадений пересекаются судьбы разных героев.
В запутанном сюжете есть дождь из лягушек, непутевый коп, гей, наркоманка и другие, казалось бы, ничем не связанные персонажи и эпизоды.
Но сложные перипетии отношений и цепочки нелепых и трагических событий уже совсем скоро после начала фильма образуют волнующее и интригующее зрелище. И раскрываются красивым катарсисом в финале.
Эпическая драма Пола Томаса Андерсона – это квинтэссенция образов персонажей, судеб и сюжетных линий. Не зря именно эта картина многими критиками оценивается как лучшая работа культового режиссера – Андерсон показал суть всей жизни.
На 50-м Берлинском кинофестивале «Магнолия» удостоилась главного приза – «Золотого медведя».
«Красота по-американски»
«Красота по-американски» рассказывает историю 42-летнего Лестера Бернема, который давно живет скучной жизнью рекламного агента. Но однажды он влюбляется в подругу дочери...
Сюжет картины не поддается однозначной трактовке даже после повторных просмотров. Смысловая нагрузка с одной стороны понятна, с другой она настолько мощная, что не поддается осознанию.
Картина, взявшая пять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», одним рассказывает о смысле жизни, другим о серости бытия и поиске себя, еще кому-то о противостоянии всему миру.
Режиссер Сэм Мендес соглашается, что фильм можно трактовать по-разному, как и трансформацию героев в течение ленты, и понимание «счастья» в финале.
«Малхолланд Драйв»
Дэвид Линч по праву считается королем абсурда и загадочности. А «Малхолланд Драйв» – самая яркая работа режиссера. Именно в ней сложились в единый пазл идеи, зародившиеся в «Синем бархате» и культовом сериале «Твин Пикс».
По сюжету загадочная девушка после автомобильной аварии теряет память. Вместе с начинающей актрисой (Наоми Уоттс) она пытается разгадать прошлое. На этом пути героини попадают в водоворот странных событий.
«Малхолланд Драйв» – лебединая песня Линча, получившая приз за режиссуру на Каннском кинофестивале 2001 года и занявшая первое место среди лучших фильмов первого десятилетия XXI века.
Фото: © кадр из фильма «Малхолланд Драйв»
Сюжет фильма, что свойственно подобным картинам, полон интерпретаций. Сам Линч дал зрителю несколько подсказок, выпустив их в DVD-издании фильма.
Наиболее популярная трактовка запутанного сюжета говорит о том, что все происходящее является сном одной из героинь. Так как сон объяснил бы всю странность происходящего на экране – загадочного бомжа, красную лампу, таинственный клуб и другие образы культового режиссера.
«Донни Дарко»
«Донни Дарко», неофициальный брат фильмов «Малхолланд Драйв» и «Красота по-американски», снят дебютировавшим Ричардом Келли в жанрах мистики и научной фантастики. Идейно напоминающий Линча, «Донни Дарко» получил культовое признание после выпуска на видео и неудачного проката.
Сюжет разворачивается в октябре 1986 года и повествует о парне-неудачнике (Джейк Джилленхол), у которого после несчастного случая открылась способность менять свое окружение, друзей, близких, и даже воздействовать на течение времени.
Сюжет фильма столь неординарен, что Келли выпустил на видео режиссерскую версию, в которой объяснил несколько вещей. Здесь тема параллельных реальностей и путешествий во времени раскрылась в связке с темой иллюзорности и нереальности мира протагониста.
«Большой Лебовски»
Лучшая картина культовых братьев Коэн, мастеров «нео-вестерна», повествует о жизни невозмутимого Чувака (Джефф Бриджес), считающего себя счастливым во всем человеком. Жизнь переворачивает встреча с гангстерами, которые приняв Чувака за миллионера-однофамильца, крадут его жену.
Коммерческий провал мог поставить на ленте крест, но фильм обрел огромную фан-базу, был на слуху у всех при зарождении интернета, и спустя годы заманивает новых фанатов. «Большой Лебовски» основал целое философское учение, фильм разошелся на цитаты, которые повторяют до сих пор.
Многие критики, пытаясь объяснить феномен фильма, делают ставку на невозмутимость главного героя, которая стоит особняком на фоне «сюжетного беспорядка». И правда, спокойствие героя, вопреки всему, помогает ему выпутываться из всех передряг. А харизму Чувака дополняет черный юмор.
«Платформа»
Испанская научно-фантастическая новинка с Netflix мгновенно стала популярной. Премьера на кинофестивале Торонто обернулась для «Платформы» победой в категории «Полуночное безумие».
По сюжету, напоминающему культовый фильм «Куб», герой соглашается на участие в эксперименте и попадает на загадочную платформу, становясь в итоге ее пленником. Сколько всего уровней, как и платформ, неизвестно, но главная цель ее обитателей – выжить.
Сюжет фильма, как и финал, можно понимать по-разному. Если учитывать, что платформ множество, и каждая находится на своем этаже, то можно посчитать сюжет библейским. Главный герой сначала спускается на нижние уровни замкнутого «ада», и затем вместо него вверх на платформе поднимается невинная девочка. Все это намекает на метафоричность и религиозность картины.
Но это не единственная трактовка. Есть те, кто считают картину метафорой человеческого общества. А есть другие, кто просто недоволен незаконченностью финала.
«Сталкер»
«Сталкер» – самая известная экранизация братьев Стругацких, фильм-притча Андрея Тарковского, повествующая о загадочной зоне, где якобы существует некая комната, исполняющая все желания. В эту зону и отправляются герои вместе с проводником – Сталкером.
Время и место действия остаются неизвестны, как и имена героев, что вносит элемент таинственности. Сюжет сбивает зрителя: вдруг Сталкер на самом деле оказывается отчаявшимся неудачником, а фантастическая зона – его выдумкой. Хотя неожиданный финал вносит коррективы в понимание фильма.
В ленте много христианской и духовной символики, сопровождающей героев в сюрреалистичный мир.
Фильм стал культовым, на Каннском кинофестивале получил приз экуменического жюри. У «Сталкера» много поклонников, радующихся медитативному темпу ленты и впечатляющей визуальной стороне фильма.
«Игра»
Дэвид Финчер – конкурент Кристофера Нолана в холодном стиле – после успеха нео-нуарного триллера «Семь» снял «Игру» с Майклом Дугласом.
По сюжету Николас Ван Ортон – преуспевающий богач, у которого есть все. На день рождения в подарок от брата получает странный подарок – приглашение сыграть в некую Игру.
По словам брата, участие в Игре сможет пробудить в Николасе все позабытые яркие чувства и тягу к жизни. Николас вступает в Игру и вскоре с трудом начинает отличать реальность от вымысла.
Смотря фильм, до последнего сомневаешься в происходящих иллюзорных перипетиях. Финчеру удалось проникнуть во внутренний мир героя, взломать его душу, дабы полностью запутать зрителя.