НАВЕРХ

Мелодрамы по-нашему: три сюжета на все фильмы

Начиная смотреть очередную российскую мелодраму, уже на стадии завязки сюжета можно предположить его развитие и завершение. И попасть в точку. Почему отечественные телефильмы снимают по нескольким типовым сценариям?  

Сюжеты мелодрам концентрируются вокруг семейных тем (любовь, брак, женитьба, знакомство, перипетии семейной жизни) и редко выходят в иные плоскости. Первыми на российское ТВ зашли зарубежные многосерийные мелодрамы («Санта-Барбара», «Нежный яд», «Дикий ангел» и другие). Массовое производство российских мини-сериалов началось в 2000-х. Отличие наших телефильмов от импортных заключается не только в малом количестве сюжетов, но и в том, что главных героев у нас, как правило, только один или два, и вся история закручивается исключительно вокруг них. 

Основные типажи

Порядочная девушка. Она же главная героиня. Часто оказывается или провинциалкой, или сиротой. Главные качества героини — доброта, щедрость, доверчивость. У нее всегда есть благая цель, например, стать врачом или учителем, помочь больным родителям, воспитать чужого ребенка. Порядочные девушки никогда не строят козни другим героям, а после пощечины готовы подставить вторую щеку.

Сердцеед. Красивый молодой человек, в которого влюбляется главная героиня. Это парень из тех, кто «поматросит и бросит», но умелый ловелас легко убеждает порядочную девушку в своей псевдолюбви. Серцеед бросит героиню, как только узнает, что та беременна, а еще и обвинит бывшую возлюбленную в измене.

Завистливая подруга. Девушка, которая всегда дает советы главной героине и всегда отговаривает от любви к сердцееду, чаще всего из-за того, что сама в него влюблена. Завистливая подруга обязательно подпортит героине репутацию, пустив злые сплетни про нее, а в конце мелодрамы раскается, и порядочная девушка ее простит.

Порядочный мужчина. Появляется в мелодраме после печальных событий в судьбе главной героини, когда она уже беременна от другого. Часто порядочными мужчинами оказываются полицейские, врачи, руководители крупных фирм. Это персонаж, который с первого взгляда влюбляется в героиню и помогает преодолеть все сложные ситуации.

Сюжет 1. «Золушка»

Молодая девушка Галя приезжает в Москву из города Шахты. Наивная девушка Настя из провинции едет в Москву. Евдокия приезжает из глухой деревушки в столицу, чтобы поступить в педагогическое училище. Так начинаются все синопсисы российских мелодрам про Золушек.

Как только наивная героиня прибывает в Москву, начинаются неприятности. Или чемодан и деньги украдут, или экзамены из-за недоброжелателей провалит, или съемная квартира окажется злодеянием черных риелторов. Выход один — искать любую работу. Золушки готовы и убираться в офисах крупных компаний, и мыть посуду в топовых столичных ресторанах.

Фото: © кадр из фильма «Доярка из Хацапетовки»

К финалу у Золушки появляется принц. Обязательно он будет возглавлять ту самую компанию, где она мыла пол, или окажется крупным ресторатором. Конечно, счастью принца и скромной провинциалки будут всячески мешать, например, богатая и истеричная невеста первого, но в конечном счете любовь победит.

Даже названия у таких фильмов говорящие. Например, «Домработница», «Глянец», «Доярка из Хацапетовки», «Провинциалка», «Манекенщица» и много других подобных.


Сюжет 2. «За мужа в тюрьму»

Не самый избитый сюжет, но очень популярный. Это история о том, как верная и любящая женщина готова на все ради своего мужчины. Подобные фильмы начинаются с кадров идеальной семьи. Жена-красавица, муж успешный бизнесмен или менеджер крупного звена, в семье подрастают дети.

Вскоре идиллия рухнет — муж или собьет прохожего на машине, или возьмет взятку, или задолжает бандитам. Но платить за проступки мужчины будет женщина, которой, как пообещает любимый, дадут срок точно меньше, чем ему. Герой также пообещает ждать осужденную жену, но как только ей вынесут приговор — он бросит детей и уедет за границу, или женится на юной красотке, или что-то еще из подобного ряда.

Фото: © кадр из фильма «Испытание»

Конечно, время, проведенное в колонии, сделает героиню сильной и умной. Она даже найдет там подругу, которая обязательно поможет ей в дальнейшем. Когда же женщина освободится, ей будет некуда пойти, но череда случайностей приведет ее на работу в цветочный ларек, где хозяйка пожалеет бедняжку и поселит у себя. А между попытками вернуть своих детей из детдома, героиня встретит сильного и надежного мужчину.

Классической мелодрамой с таким сюжетом стал сериал «Всегда говори всегда» с Марией Порошиной в главной роли. Аналогичное развитие историй происходит в фильмах «Рыжик», «Кафе на Садовой», «Двойная ложь», «Испытание» и других.

Сюжет 3. «Жизнь после развода»

Главная героиня — отличная жена и хозяйка, которая чаще всего не работает, а заботится о маленьких детях и семейном очаге. Муж, на первый взгляд тоже хорош — и работа, и забота. Но в какой-то момент оказывается, что он подлец и давно крутит роман с секретаршей-блондинкой, которая гораздо очаровательнее и сексуальнее супруги.

Развод муж получает легко — или потому что он злой и коварный, или потому что главная героиня все еще влюблена, а внутреннее достоинство не дает ей претендовать на совместно нажитое имущество. Детей чаще всего почему-то отбирает бывший муж. Без гроша за душой, без детей, без опыта самостоятельной жизни героиня оказывается на улице...

Фото: © кадр из фильма «Крылья»

И вот, проснувшись утром на скамейке в парке, она понимает — нужно стать сильной и независимой. Тут как раз наступает время, когда брошенная женщина вспоминает, что когда-то давно, еще до встречи с мужем она закончила художественное училище, или кулинарный техникум, или швейные курсы. И приходит время самореализации. 10 минут на экране в перемотке и главная героиня уже шеф-повар своего же ресторана или знаменитый модельер.

За это время героиня уже встретила хорошего мужчину, который не любит секретарш-блондинок, а желает семьи и уюта. Тут же на горизонте бывший муж, который соскучился по борщам и блинчикам. И как только социальная опека возвращает детей бизнесвумен, героиня обретает счастье с новым мужем. Такие сюжеты развернулись в фильмах «Будет светлым день», «Верни меня», «Звезды светят всем», «Крылья» и другие.


Почему все под копирку?

По словам московского режиссера Валерия Девятилова («И шарик вернется», «Гибель империи»), когда-то по этим сюжетам были сняты первые сериалы и фильмы, которые имели высокие рейтинги на телевидении. Значит, повторение успеха почти гарантировано, риски минимальны. Именно поэтому каналы нечасто готовы экспериментировать и снимать новаторские истории.

«Это точно не отсутствие фантазии у сценаристов, это, скорее, страх каналов, что проект может не выстрелить. Сценаристы хорошие есть, но они просто тоже заложники тех рамок, в которых они находятся», — ответил Девятилов Sibnet.ru на вопрос о возможном дефиците нетиповых сценариев.

Считается, что законодатель сюжетов в мелодрамах — телеканал «Россия 1». По мнению сценариста Ольги Ларионовой, у канала всегда был четкий «райдер» на героинь мелодрам.  

«Во-первых, у канала женская аудитория, поэтому в центре истории всегда женщина. Во-вторых, героиня должна быть или молодой девушкой, или женщиной не старше 30 лет. Но даже если ей 18, ее проблемы должны быть женскими, а не подростковыми: не кризис самоопределения, а бросил, беременна от подлеца, выгнали родители, кинули аферисты, умерла мама, негде жить», — приводит слова Ларионовой Pikaby.

Но сейчас уже начали появляться новые сценарные ходы, которые тоже интересуют зрителя. Например, когда появляется историческая основа в сериале, или параллельно любовной, развивается детективная линия. Однако говорить о том, что индустрия мелодрам вскоре изменится, рано.

«Последние годы на канале стали говорить, что им нужна более активная героиня. Но судя по тому, что я вижу в эфире, Золушек среди героинь по-прежнему намного больше, чем бизнес-леди. Не так давно на "России" вышел сериал "Кровавая барыня" — крепко сделанный, с отличным сценарием и Юлией Снигирь в главной роли. Но прошел он, насколько я знаю, со средними цифрами. Зрителей канала, вероятно, смутила неоднозначная героиня», — высказалась Ларионова.



Обсуждение (3) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (3)
Добавить комментарий