НАВЕРХ

Последняя посадка: легендарный Ту-134 снят с полетов

Ту-134 совершил последний пассажирский рейс и навсегда приземлился в Новосибирске в среду 22 мая. Легендарный, самый успешный проект советской пассажирской авиации ушел на заслуженный отдых, теперь самолет будет служить экспонатом в музее истории авиации в Толмачёво.

Встречать легендарную «тушку» готовились с утра. К 10.00 в аэропорту Толмачёво собрались журналисты, фотографы, сотрудники воздушной гавани с детьми. А в 11.00 к взлетно-посадочной полосе (ВПП) подъехали две пожарные машины. 

В авиации есть традиция (когда-то пришедшая с флота) — новый самолет или лайнер, впервые выезжающий на ВПП, обязательно должен проехать под водяной «аркой триумфа» — создают ее две пожарные машины, стоящие друг напротив друга.

«Ту-134 не новый самолет, но для нашего музея авиации в Толмачёво он новый и мы его так решили встретить», — объяснила представитель пресс-службы аэропорта Ирина Шавшина.

В небе самолет показался около 12.17, а приземлился в 12.20 очень мягко, затем не торопясь проехал под «аркой триумфа», и только после этого остановился. К лайнеру подкатили трап, чтобы пассажиры смогли спуститься. 

«Даже природа плакала»

Последним рейсом Мирный — Новосибирск авиакомпани «Алроса» борт Ту-134 перевез 72 пассажира, в том числе шесть детей. Во время полета им не давали скучать — проводили викторины, розыгрыши и все получили небольшие прощальные подарки.

«Я сегодня летела на легендарном Ту-134 в гости к сыну в Новосибирск, — рассказала жительница города Мирный Елена. — Это был последний рейс и для нас всех это стало большим сюрпризом. Но нам очень понравилось, были конкурсы, розыгрыши и подарки, мы все довольны. Посадка и взлет были мягкими. Я, вообще, очень много летала на самолетах «Ту». Всю жизнь я по северам и они тоже».

Александр — житель Мирного, в Новосибирск приехал на курсы повышения квалификации, и ему тоже часто приходилась летать на Ту-134: «Они по качеству не уступают иностранным самолетам, я бы и дальше летал на нем».

Но тяжелее всего прощаться со знаменитой крылатой машиной экипажу корабля. Командир, штурман, пилот по очереди обошли самолет, каждый прикоснулся к нему, легко похлопал и погладил по выбеленному фюзеляжу рукой. А в глазах слезы.

«Я летаю на нем с 1985 года. Чувствую тоску и жалость, что такой красивый корабль уходит. Хорошо, что в музей. Это самый надежный самолет, который придумало человечество для перевозки пассажиров. Все самолеты хорошие, ими управляют люди. А люди у нас в России тоже хорошие», — сказал командир воздушного судна Алексей Корниенко.

Вообще, о самолетах экипаж говорит, как о людях, особенно о своем любимце Ту-134. Корниенко более чем за 30 лет прошел на нем путь от Калининграда до Мирного, взлетал и садился в самых экстремальных условиях — от +45 до -50. И самолет все выдержал, по-другому и быть не могло, заверил командир.

«У каждого самолета есть душа и характер. У этого такой же наглый и напористый, как у меня. Мы друг друга понимали с полуслова, с полувзгляда. Я только на него посмотрю и уже его понимаю, а он меня. Только коснусь штурвала, знаю, что ему надо. Вы знаете… когда угоняли его из Мирного, шел прекрасный сильный дождь. Даже природа в Мирном плакала, потому что этот кормилец улетал оттуда», — рассказал о последнем перелете Корниенко.

Атака птиц и Алла Пугачева 

Не хотел расставаться с крылатым коллегой и штурман Владимир Коновалёнок. Он работал на Ту-134 с 2002 года. По его словам, время берет свое: меняются технологии и требования к воздушным судам, а «тушка» морально устарела. Но прощаться с ним все равно больно: «Жалко… Без комментариев».

Но долго грустить экипажу не дали. Встречающие уже успели осмотреть самолет и подошли к экипажу с вопросами. И один из них о вмятине на крыле, по форме напоминающий птицу с расправленными крыльями.

«Вмятина была сделана при заходе на посадку в аэропорту Якутска года два назад. Туда и попала птичка. Большая птичка! Просто ударилась. Для нашего самолета это не страшно, для него вообще ничего не страшно. Главное, чтобы в двигатель птица не попала. А тогда это была большая оборона», — со смехом вспоминали штурман и командир.

В истории самолета есть и «звездная» страница, связана она с Аллой Пугачевой. С 1998 по 1999 самолет был в личном пользовании у народной артистки СССР и тогда на борту лайнера сделали надпись «Алла», правда, потом воздушное судно перекрасили.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Остановят ли санкции «черное крыло» МС-21

Начальник службы грузовых перевозок аэропорта  Толмачёво Игорь Княжевский тоже когда-то был командиром Ту-134 и летал на лайнере 14 лет. По его словам, самолет уникален тем, что создает ощущение полного единения пилота с небом. 

Дело в том, что у Ту-134 система управления прямого типа, когда экипаж полностью рассчитывает полет сам, особенно на этапе снижения и захода на посадку: начало снижения, момент выпуска шасси, момент перекладки реверса, выпуск интерцепторов, самостоятельное торможение на полосе.

«Мой инструктор говорил, что в руководстве полетной эксплуатации самолета Ту-134 сказано в отношении посадки, что на высоте 6-4 метра нужно начать выравнивание и плавно посадить самолет на две основные стойки. Но вот как это делать — не сказано. Вот за это нам деньги платят...», — вспомнил слова своего наставника Княжевский.

Больше Ту-134 с бортовым номером RA-65693 не взлетит в небо. Он отправится в музей авиации. После проведения технических работ и установки воздушного судна на постамент его сможет увидеть любой желающий. В музее самолет ждут другие его крылатые коллеги, тоже легенды отечественной авиации — два Ту-154 и Ил-86.

СПРАВКА: Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработан в конструкторском бюро Туполева. Серийный выпуск самолета начали в 1966 году. Реактивный Ту­-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской гражданской авиации вошел как один из самых массовых самолетов: с 1966 по 1984 построили 854 лайнера.



Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Обсуждение (7) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (7)
Добавить комментарий