Ученые выяснили причину переедания

Фото: © Sibnet.ru

Немецкие ученые выяснили, что приводит к перееданию. По мнению специалистов, во время того, как человек ест вкусную пищу, выброс дофамина достигает максимальной стадии, но у человека притупляется чувство насыщения, заставляя его есть все больше и больше.

Немецкие ученые выяснили, что выброс дофамина — гормона, отвечающего за чувство удовлетворения, — во время трапезы происходит дважды: когда мы пережевываем пищу и когда она начинает перевариваться в желудке, пишет «RT».

При этом, если нам нравится еда, которую мы употребляем, первая фаза выброса дофамина подавляет вторую, что приводит к «запаздыванию» чувства насыщения. Таким образом, человеку приходится есть больше, что может привести к проблемам с лишним весом.

Во время приема вкусной пищи в центральной нервной системе синтезируется дофамин — гормон, участвующий в передаче сигнала между нервными клетками и вызывающий чувство удовлетворения. Ранее ученые выяснили, что недостаток дофамина приводит к ожирению — стремясь восстановить его количество, люди начинают есть все больше.

При этом в ответ на чрезмерное употребление вкусной пищи выработка «молекулы удовольствия» в организме снижается. До недавнего времени причина этого оставалась неизвестной. Однако ученым из Института исследований метаболизма имени Макса Планка (Германия) удалось ее определить.

В эксперименте немецких исследователей приняли участие 12 добровольцев. Во время опыта одни испытуемые получали не очень питательный сладкий молочный коктейль, другие — безвкусную, но питательную смесь. Одновременно участники проходили МРТ и позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ).

Первая группа испытуемых, которой достался коктейль, с удовольствием пила вкусный напиток, причем люди не чувствовали насыщения. Участники из второй группы, которые пили безвкусную смесь, ограничились парой стаканов. Проанализировав данные, полученные по результатам аппаратных исследований, учёные выяснили, что первоначально дофамин вырабатывается в областях мозга, связанных с сенсорным восприятием.

Это происходит, когда человек пережевывает еду. Когда пища начинает перевариваться в желудке, процесс выработки «молекулы удовольствия» запускается повторно — уже в областях, отвечающих за более сложные когнитивные функции, что включает чувство насыщения.

Однако в ходе эксперимента исследователи обнаружили, что первый выброс дофамина, который происходит, когда человек пережевывает вкусную пищу, подавляет вторую фазу выработки гормона. Именно поэтому добровольцы, которые принимали вкусный коктейль, не могли остановиться и не испытывали чувства насыщения — интервал между двумя выбросами дофамина у них увеличивался.

«Человек продолжает есть до тех пор, пока не будет выработано достаточное количество дофамина», — пояснил автор исследования Хейко Бакес.

По мнению учёных, этот двойной механизм выработки дофамина может приводить к перееданию и, как следствие, к ожирению. Чтобы сбоя в выработке дофамина не происходило, необходимо ограничивать потребление вкусной, но не слишком питательной еды.