НАВЕРХ

Первый опыт: когда на самом деле транспорт станет беспилотным?

Фото: © пресс-центр Ростелекома
Купить иллюстрацию
Действующая зона беспилотного транспорта запущена в России на территории инновационного центра «Сколково». Здесь впервые удалось оборудовать инфраструктуру, необходимую для безопасного движения автономных автомобилей. Эксперты рассказали, когда стоит ждать полноправного появления беспилотников на дорогах страны и какие проблемы для этого нужно решить.

Цифровая экономика, за развитие которой взялось российское правительство, изменила представление о транспорте как личном, так и общественном. «Мы стали смотреть на транспорт, как на некий сервис. Мы хотим добираться из точки "А" в точку "Б" максимально быстро и максимально безопасно», — считает вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков.

По его словам, «нам не нужно будет иметь собственную машину, нам нужно, чтобы нас комфортно доставили, например, от дома до работы по понятной цене». И здесь как раз идеально подходит беспилотный транспорт, который должен быть, во-первых, электрическим, во-вторых, подключенным (к различным телекоммуникационным сетям), в-третьих, по-настоящему автономным. И если первые два требования удалось с успехом решить, то с третьим — были сложности.

Фото: © пресс-центр Ростелекома

Российский «ШАТЛ»

«Ростелеком», ФГУП «НАМИ» и Фонд «Сколково» в сотрудничестве с Nokia запустили опытную зону беспилотного транспорта с использованием перспективной сети связи стандарта 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц. Зона заработала на территории инновационного центра «Сколково» в условиях, приближенных к дорогам общего пользования. Здесь будет нарабатываться опыт использования беспилотников для перевозки людей.

В сколковской зоне работают микроавтобусы «НАМИ-КамАЗ» 1221 проекта «ШАТЛ 2.0» («Широко Адаптивная Транспортная Логистика»). Это уже второе поколение электробусов, разработанных совместно ведущей научной автомобильной организацией России (ФГУП «НАМИ») и производителем легендарных отечественных грузовиков (КамАЗ).

Традиционных органов управления для водителя в новом электробусе нет. В салоне — лишь удобные сиденья и поручни для пассажиров. Машина рассчитана на 12 мест, 6 из которых — сидячие. Установлены внутри и цифровые дисплеи, показывающие параметры движения. 

Фото: © Sibnet.ru

Машина использует данные цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. Во время работы «ШАТЛа» все телеметрические данные, параметры движения, видео высокого качества передаются в режиме реального времени в диспетчерский пункт.

Пассажиры могут сами управлять системами открывания дверей, выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки личных гаджетов.

«Технические решения в проекте принимались от позиции создания беспилотного транспортного средства, готового к выходу на дороги общего пользования. Техническая скорость автобуса — 110 километров в час. И все решения учитывают эту скорость: тормоза, подвеска, рулевое управление. Важно отметить, что наша ориентация на эксплуатацию на дорогах общего пользования отразилась в высокой степени готовности автобуса к сертификации», — пояснил директор Центра государственных и комплексных программ «НАМИ» Алексей Гуськов.



Фото: © пресс-центр Ростелекома

Основа — 5G

Но для того, чтобы построить действующую систему беспилотного транспорта одного, пусть даже продвинутого, электромобиля недостаточно. «Чтобы он ехал, ему нужен целый набор инфраструктуры. Во-первых — это взаимодействие машины с дорожным полотном и другими автомобилями. Во-вторых, пассажиру нужен доступ в сеть. В-третьих, пассажиру нужны геоинформационные сервисы, чтобы он знал, куда движется и где находится. В-четвертых, необходимо высокоточное позиционирование с точностью от 1 до 3 сантиметров, чтобы беспилотные автомобили друг друга бортами на дорогах не били. Эта система должна дублировать техническое зрение», — отметил Глазков.

И на все это, по его словам, нужно наложить кибербезопасность и платежную инфраструктуру. «Получаем сложный слоенный пирог, через который насквозь проходит телеком, потому что без связи ничего работать не будет. Без связи все потухнет. Стандарт 5G с его минимальными задержками и с его широкой полосой пропускания позволил воплотить мечты о беспилотном транспорте в жизнь», — сказал вице-президент «Ростелекома». 



5G — это новое поколение радиосистем и сетевой архитектуры, которое поддерживает исключительно широкую полосу пропускания (до 120 гигабит в секунду), сверхнадежные соединения с низкой задержкой и широкое распространение сетевых услуг для задач развития общества. Стандарт 5G должен стать одной из опорных технологий в цифровой экономике и интернете вещей. Он будет активно задействован в таких направлениях, как умный город, умное производство, умный дом, умный транспорт.

По словам старшего вице-президента по инновациям фонда «Сколково» Кирилла Каема, если достаточно долгое время новейшие технологии были востребованы рынком, то сейчас часто забегают вперед. Это касается и 5G. «Вопрос использования 5G в быту — это вопрос создания Use Case (варианта использования)», — уточнил он, добавив, что таких вариантов пока не просматривается. Как работает мобильная связь: чего ждать от 5G?

«Запуск беспилотного транспорта — тот самый Use Case для стандарта 5G. Мы достаточно долго общались с коллегами из "НАМИ", из КамАЗа, из Nokia и спрашивали их: "а вообще беспилотный транспорт без таких каналов может быть?". Запуск опытной зоны для беспилотного транспорта в "Сколково" позволит и индустриальным партнерам, и исследователям, и стартапам, и государственным регуляторам, в конечном итоге, ответить на это вопрос», — надеется Каем.

Вопрос будущего

Создание системы беспилотного транспорта в России столкнется с огромным количеством технических и организационных сложностей. Первые поможет решить фонд «Сколково». «Как минимум несколько десятков компаний в рамках фонда "Сколково" занимаются вопросами, имеющими отношение к беспилотному транспорту. Этот транспорт, по сути, — не единая технология, а синтез совершенно разных подходов, включающих в себя искусственный интеллект, новые датчики, и механизмы, связанные с искусственным зрением и распознаванием объектов, а также новые протоколы связи и компрессии данных», — сказал Каем.

Собирая соответствующие стартапы в экосистему «Сколоково», фонд позволяет им сотрудничать с собой, создавая эти самые синтетические разработки. Компании получают также возможность сотрудничать с крупным бизнесом, который поможет развить их технологии и вывести разработки на рынок.

Что касается автомобильной части, то, как заверил легендарный гонщик «Париж — Дакар», ныне заместитель директора по развитию и инновационным проектам компании «КамАЗ» Фирдоус Кабиров, для технической доводки и испытаний уже разработанных беспилотных автомобилей потребуется от трех до пяти лет.

Фото: © пресс-центр Ростелекома

Проблема в том, что сейчас пока нет технических регламентов для беспилотников. «Мы сегодня работаем над тем, какие требования будут вноситься в техрегламент. КамАЗ — компания, которая внесла в стратегию производства беспилотный транспорт. Создали линейку: от маленького "ШАТЛа" до больших автобусов и грузовиков средней грузоподъемности. Это не макеты и концепты — это действующие машины, в которых реализованы все будущие технические требования к беспилотному транспорту в России. Когда техрегламент выйдет, КамАЗ будет готов будет начать их производство», — заявил Кабиров.

На федеральном уровне решается и важнейшая организационная составляющая создания системы беспилотного транспорта в России — законодательная. В 2018 году для этого была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных министерств, ведомств, разработчиков, промышленности и экспертов. Речь идет не только об изменении правил дорожного движения, а о концептуальных вещах, например, определении «что такое беспилотное транспортное средство» и как его сертифицировать Это очень важный вопрос, который касается безопасности.

Исчезнут ли водители?

«Беспилотный общественный транспорт, типа трамвая, появится через пять лет. На появление беспилотного грузового транспорта уйдет от семи лет. Беспилотный персональный транспорт — от 10 до 15 лет. Имеется в виду не экспериментальные, а готовые к реальной реализации проекты», — дал прогноз Глазков.Почему «Запорожец» еще в тренде?

Киреенко уверен, что люди в глубине души задаются вопросом: «А готов ли я к тому, чтобы меня вез беспилотный автотранспорт?». 

«Я считаю, что, если не наши дети, то уже точно внуки будут спрашивать: правда, вы сами водили автотранспорт, ведь это же так опасно? Ведь сто лет назад нормальным еще казалось повсеместно передвигаться на лошадях. Мир меняется, и я уверен, что в будущем управление транспортом будет относиться к разряду рисковых для жизни хобби», — рассуждает старший вице-президент «Ростелекома».

Однако это предположение расстроило автогонщика Кабирова. На вопрос о том исчезнут ли гонки с пилотами за рулем, он воскликнул: «Да вы что, ребята, такого не будет никогда! Это же приключение, это же дух!».
Еще по теме
Ким Чен Ын предпочел Aurus своим прежним автомобилям
Назван самый простой способ убрать неприятный запах из салона авто
Представлен электромотоцикл Иж-49 от «Калашникова»
Раскрыт дизайн крупного кроссовера «Москвич 8»
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (13)