НАВЕРХ
Актуальная тема
Русские машины
Актуальная тема
Русские машины

Назад в СССР: почему «Жигули» возвращают популярность

Волжский автомобильный завод в сентябре 1970 года начал серийный выпуск ВАЗ-2101 — через тридцать лет «копейку» назовут лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем». Ценители советского олдтаймера рассказали Sibnet.ru, почему эти машины с каждым годом только дорожают, сколько стоит их реставрация и можно ли заработать на продаже легендарного автомобиля.

Рождение легенды

За рождение «копейки» отвечали итальянцы — генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским правительством о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей было заключено в 1966 году.

По легенде, инициатором строительства гигантского автомобильного завода стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, которого в скором времени поддержал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Фото: © Фото: Yuryi Abramochkin / CC BY-SA 3.0

Выбор пал на Fiat сразу по нескольким причинам — во-первых, левое движение в Италии было одним из самых сильных в Европе; во-вторых, итальянский концерн предложил самые выгодные условия. К тому же в СССР учли тот факт, что Fiat-124 был признан европейскими экспертами автомобилем года.

Соглашением определялись модели, которые итальянские специалисты должны были адаптировать для российских условий — советским гражданам предлагались два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102. Кроме этого, на конвейер позднее должен был встать автомобиль «люкс» ВАЗ-2103.

По просьбе советских инженеров в конструкцию Fiat-124 были внесены изменения. Так, автомобиль получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс был увеличен, подвеску переработали и усилили. По итогам тестов было решено отказаться от задних дисковых тормозов — их заменили барабанные.

Первые ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, продажа новинки стартовала в сентябре, а 28 октября в Москву для реализации был отправлен первый эшелон с автомобилями, которые получили имя «Жигули» по названию гор недалеко от Тольятти. Уже в 1973 году на заводе собрали рекордные 380 тысяч ВАЗ-2101.

Вернуть молодость

В коллекции новосибирского бизнесмена Сергея побывало 12 советских олдтаймеров — среди них есть сверкающий ВАЗ-21013 1985 года, восстановленный до заводского состояния. Эта модификация отличалась более удобными по форме передними сиденьями, а также наличием отражателей на фонарях и указателях поворота.

«Предыдущий хозяин очень хорошо за машиной ухаживал, поэтому она мне досталась в очень хорошем состоянии с пробегом в 23 тысячи километров. Однако все равно пришлось сделать полную покраску кузова и поставить стоковую советскую резину», — говорит Сергей посреди своего огромного гаража, в котором царит идеальный порядок.

Здесь предприниматель собственноручно восстанавливает старые «Жигули». По его словам, дело это недешевое. «Когда я только начинал, приобрел ВАЗ-2106 1983 года в Томске. Купил за 60 тысяч, плюс доставка, получилось около 80 тысяч. При этом полная покраска машины обошлась в 65 тысяч», — подсчитывает он.

Дороговизну покраски Сергей объясняет жесткими требованиями — в среднем автомобиль красится полгода, для работ выбирается аутентичная автоэмаль. «Если покрасить современной краской, машина уже не будет иметь коллекционный вид. В среднем на восстановление автомобиля уходит около 200 тысяч рублей», — продолжает бизнесмен.

Например, стоимость оригинальной советской резины в идеальном состоянии может доходить до 10 тысяч рублей за покрышку. Даже оригинальные хромированные дворники для «Жигулей» продают минимум за 1500 рублей. Сергей уточняет, что самыми дефицитными являются оригинальные бампера — за них просят до 15 тысяч рублей в зависимости от состояния.

«Коллекционирование старых советских машин для меня в первую очередь ностальгия, молодость вспоминаешь. Например, я по выходным на «шестерке» в город выезжаю, и меня переполняют эмоции», — признается бизнесмен, который в обычной жизни водит Infiniti.

Впрочем, он отмечает, что при должном подходе восстановление советских машин может стать бизнесом. «Самая большая финансовая удача была с «Нивой» 1979 года, которую у меня купили москвичи. Сейчас есть клиенты из Эстонии, которые забирают сразу пять машин», — рассказывает собеседник.

Тем, кто намерен вступить в ряды поклонников советских олдтаймеров, бизнесмен советует обращать внимание на классические «Нивы» — эти машины очень популярны на Западе, поэтому всегда есть шанс выгодно продать отреставрированный автомобиль зарубежным коллекционерам.

Здравствуй, классика

Коллекционер Эдуард стал обладателем ВАЗ-2101 по чистой случайности — знакомый сказал, что продает машину, которая 40 лет стояла на консервации. Автомобиль 1976 года выпуска оказался в идеальном состоянии с пробегом в 15 тысяч километров.

«Я даже реставрацию не делал, просто отмыл, почистил и заполировал. Едет, как новая, — похвастался владелец. — Сейчас выставил на продажу за 300 тысяч рублей, люди смеются, но мне все равно, ведь в машине все родное, в идеальном состоянии».

Эдуард открывает капот и с гордостью показывает особенности первого поколения «копеек». Например, вместо бачка для воды здесь так называемая «грелка» — мягкий пакет, в который заливали жидкость для омывателя лобового стекла.

В багажнике — сумка с инструментами, которая поставлялась с оригинальной машиной, на сегодня это большая редкость. В первых партиях в наборе присутствовала спусковая рукоять, которой авто можно было относительно легко завести зимой.

По словам Эдуарда, в настоящее время у него три советских олдтаймера, при этом их содержание обходится мужчине совсем недорого. «Единственное обязательное условие — машина должна стоять в сухом гараже. В остальном владение необременительно», — говорит он.

Для сохранности зимой коллекционер заливает полный двигатель масла, промазывает все детали солидолом и силиконом. После этого автомобиль помещается в сухой гараж. «На этой машине ведь каждый день не поездишь, жалко. Поэтому расход небольшой. Сейчас вот по городу ехал, так люди шеи сворачивали. Для меня эта машина для души», — признается мужчина.

По оценке Эдуарда, именно первое поколение классических «Жигулей» было самым надежным. «Кузовное железо толстое, все швы и соединения латунные, к тому же вначале на модели ставили итальянские детали», — говорит он. Позднее качество ухудшилось, модернизированные «Жигули» стали намного сильнее страдать от коррозии.

Советская мечта

Владелец ВАЗ-21011 1978 года выпуска Игорь уверен, что первые «Жигули» уже стали классикой и с каждым годом будут все интереснее для коллекционеров. При этом пока эти машины еще можно купить относительно недорого, кроме этого нередко продаются экземпляры в отличном техническом состоянии.

«В основном берут для души машину, у кого-то ностальгия, получается автомобиль для выходного дня — сел, прокатился, настроение улучшилось», — говорит автовладелец. Некоторые коллекционеры при этом уверены, что покупка первых «Жигулей» — хорошее вложение денег, так как в перспективе их стоимость возрастет.

«Сейчас на рынке еще можно купить ВАЗ-21011 за 40-60 тысяч рублей, но если автомобиль восстановлен до заводского состояния, то стоимость взлетает до 250-300 тысяч. В перспективе такая машина будет стоить полмиллиона», — утверждает он.

Оранжевая «копейка» имеет необычную историю — она вот уже 38 лет служит одной семье. Сначала машина перешла от деда к сыну, а затем и к внуку. Последние годы автомобиль уже не эксплуатировался, но всего равно успел накатать приличные 72 тысячи километров.

Несмотря на серьезный трудовой стаж, «Жигули» в отличном состоянии, не хватает только стоковой резины. «Реставрация практически не проводилась — только заднее крыло перекрашивалось из-за царапины», — продолжает Игорь.

По его словам, главная ценность для коллекционера — оригинальные детали, чем больше их осталось, тем дороже машина. Некоторые даже ставят на «Жигули» самодельные реплики советских аккумуляторов, которые не выпускаются уже несколько десятков лет.

Как отмечает Игорь, по сравнению с другими популярными советскими олдтаймерами, к «Жигулям» относительно просто найти оригинальные запчасти. Впрочем, последнее время они начали дорожать — например, оригинальное зеркало для «копейки» стоит в интернете порядка пяти тысяч рублей.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Тема: Русские машины
ГАЗ зарегистрировал бренд Volga
АвтоВАЗ выбрал восемь имен для будущих машин
Продавец прорекламировал старый ЗиС с помощью Гагарина
Рассекречено первое авто нового российского бренда XCITE
смотреть все
Обсуждение (28)