НАВЕРХ

Как на войне: почему снег побеждает дорожников?

Фото: © Sibnet.ru
Уборка снега в Новосибирске идёт без остановки, но горожане жалуются — из-за завалов во дворах не пройти, на дорогах не проехать. Дорожники показали, как в условиях сложной климатической ситуации и дефицита техники одновременно борются и со снегом, и с тем, что мешает убирать его быстрее.

За уборку снега с дорог Центрального, Октябрьского, Железнодорожного, Дзержинского и Заельцовского районов отвечает МКУ ДЭУ №1. В остальных районах работают свои отдельные дорожные управления. Такое разграничение в городе возникло давно и уже почти никто не помнит почему. Но по стечению обстоятельств ДЭУ №1 несёт ответственность почти за все дороги правого берега.

На балансе около 300 единиц техники, из них до 200 эксплуатируются ежедневно. Этого недостаточно, при таком количестве снега, как в этом году, требуется в два раза больше. Новую технику покупают, но и многое приходит в негодность. Чтобы выйти из этой непростой ситуации, город дополнительно заключил контракты с частными фирмами на предоставление дорожной техники. Но и этого не хватает.


«За последние полтора месяца выпала повышенная норма осадков. Это аномально для данного периода, и накопление снега произошло в больших объёмах. Но срывов в нашей работе нет, работаем стабильно и наращиваем мощности, чтобы как можно быстрее убрать снег с улиц», — говорит директор ДЭУ №1 Алексей Лыков.

Но если аномальные осадки — воля природы, то препятствия, которые затрудняют и существенно замедляют уборку — вопрос отношения горожан. Припаркованные автомобили — главное, что влияет на эффективность работы снегоуборочной техники. 

«Многие жители не хотят обращать внимание на работы наших специализированных звеньев и бросают машины под колёса погрузчиков. Не дают самосвалам встать в нужное место. Мы стараемся обходить такие ситуации, разговаривать с людьми, заранее расставлять знаки, привлекаем сотрудников ДПС, помогают находить водителей по номерам», — рассказывает Лыков.

Почему-то исторически сложилось, что особенно проблемными оказались определённые улицы частного сектора. Если к автомобилям уже привыкли и отработали план действий, то здесь дорожники всё ещё недоумевают... 

«Волочаевская! Там люди вывозят снег из дворов прямо на дорогу. Только уберёшь, а они на следующий день его хлоп — опять на дорогу! Улица Жуковского — та же самая песня!», — эмоционально выпалил директор ДЭУ.

А часто дело не только в воскресающих горах снега, но и в, мягко сказать, недоброжелательных жильцах. «Улица Техническая — там просто с вилами бросаются на уборочную технику. Раз было, шёл шнекоротор по улице Титова, мужик выскочил с колуном, изрубил двери, стёкла. Как только голову не прорубил», — привел пример Лыков.

Дело в том, что снег с участков на снегоотвалы должны вывозить сами собственники. Но для них это дополнительные расходы и организационные трудности — нужно нанимать трактор, грузовик... Поэтому во многих местах в частном секторе он просто сваливается прямо на проезжую часть — только что очищенную. И это ситуация повторяется бесчисленное количество раз.

Технологический процесс

Главная жалоба городских автомобилистов зимой — снег почистили, дорога стала в два раза уже. Дорожники на это обижаются. 


У них есть чёткий алгоритм работы — сначала бульдозеры смещают снег в сторону обочины, образуется снежный вал. Затем проходит первый грейдер и снимает основную массу, идущий за ним грейдер отрывает снежную массу от асфальта. 

Следующий сдвигает плотные снежные куски к бордюру. Затем вступает в работу снегопогрузчик, загребающий «тещиными руками» и перегружающий снежную массу в КамАЗы.

Но выполнить последовательно весь цикл на каждом из участков дорожники могут позволить себе только тогда, когда нет осадков. В метели все силы брошены на освобождение непосредственно проезжей части от снега. А в сильный снегопад в первую очередь убирают дороги, по которым проложены маршруты общественного транспорта.

Ежедневно на работу выходят 60 человек. Примерно половина в дневную смену, остальные в ночную, то есть уборка снега идёт в режиме нон-стоп. 

Например, водитель погрузчика Виктор Труфанов работает по графику 4/2 — четыре ночи подряд в смене, две отдыхает. Его рабочий день, а точнее вечер, начинается в 20.00 и заканчивается в 07.00. Положенный перерыв на обед, который дорожники называют поздним ужином, с 01.00 до 02.00.

Но график трудным не кажется. «Сложнее работать, когда холодно. Вал положили, а он уже примёрз. Когда тепло, погрузчик как по маслу идёт. Техника полностью на гидравлике, автомат, надо просто контролировать, внутри тепло», — поделился водитель.

Снег вывозят на снеготвалы, они есть в каждом районе, и снегоплавильную станцию. За сутки с улиц убирается почти 20 тысяч кубометров снега. В пересчёте на самосвалы это до 2 тысяч машин.

После уборки проезжую часть обрабатывают реагентами. В этом году в центре города отказались использовать привычную пескосоляную смесь. Вместо этого применяют крошку, которая остается при обработке горных пород, а также химический реагент, имеющий особый солевой состав. 

Дорожники уверяют, что последний совершенно безопасен для окружающей среды. 


Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
График новосибирского метро изменится в выходные
Локоть назвал фантазию Урганта нездоровой
Депутаты в Бурятии запретили предпринимателям топить углем
Иркутян оставили без новогоднего фейерверка
смотреть все
Обсуждение (1)