Астрономы открыли живучего «звездного вампира»

Фото: © NASA
Астрономы NASA впервые получили фотографии «звездного вампира» — светила, которое заставило взорваться соседнюю звезду. Открытие было сделано с помощью орбитальной обсерватории Hubble.

Исследователи отмечают, что необычная звезда указывает возможность появления аномальных сверхновых в двойных звездных системах. При этом известно, что большинство крупных звезд Вселенной живет не в одиночестве, а в двойных системах.

«Многие из этих пар светил взаимодействуют между собой и обмениваются газом после того, как они сближаются. Похоже, что примерно половина таких пар является родоначальниками относительно редких вариаций сверхновых типа IIb», — отмечается в исследовании.

Сверхновые звезды вспыхивают в результате гравитационного коллапса массивных звезд, когда тяжелое ядро звезды сжимается и создает волну разряжения, выбрасывающую легкое вещество в открытый космос. В результате этого образуется светящаяся газовая туманность.

Сверхновые первого типа образуются в результате взрыва двойной системы из белого карлика и более массивной звезды, а более распространенные вспышки второго типа — в результате взрыва звезд-гигантов, нередко обитающих в парах или системах из трех светил.

Исследователей давно волновало, как влияет такой взрыв на соседние звезды. Оказалось, что некоторые претерпевают странные трансформации. Так, открытый в галактике NGC 7424 объект SN 2001ig почти не содержал водорода, что является уникальной чертой сверхновых первого типа.