НАВЕРХ

Кризис активировал секты: кого и как вербуют в России

Современную ситуацию в России многие аналитики сравнивают с 90-ми годами. Тот период, кроме экономических проблем, принес и расцвет сектантства. Эксперты рассказали — приводит ли нынешний кризис людей в секты, за какой ширмой теперь прячутся сектанты, как действуют организации вроде запрещенной ИГИЛ и как, затуманивая умы, совершают политические перевороты.

СЕКТАНТСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

«Ситуация с 90-х годов и изменилась, и не изменилась. Изменилась в плане того, что нет явного засилья организаций подобного рода, которое было в 90-е годы, когда они выходили на первые рубежи и мы на них везде натыкались. Изменился принцип их деятельности. Есть понятие "сектантская стабильность". Это когда количество попадающих в секты примерно равно количеству покидающих. Когда это наступает, активность не столь видна», — сказал преподаватель кафедры истории и политологии НГТУ Станислав Куленко.

По его наблюдениям, деятельность сект становится более скрытой, они маскируются под светские организации, например, под курсы по развитию мышления, где вместо того, чтобы освоить методики развития, человек попадает под психологический прессинг. Или при устройстве на работу в банк человек узнает, что он должен проходить определенные тренинги, так как руководство учреждения состоит в секте.

По данным эксперта, среди целей современных деструктивных культов не только вытягивание денег. Главной задачей тоталитарных сект, которые приводят к выпадению людей из социума, является подчинение человека с целью манипуляции его волей и сознанием.

«Если мы проанализируем деятельность многих сектантских гуру, многие из них готовы разделять невзгоды со своими адептами с одной целью, когда по мановению мизинца перед тобой падают ниц сотни людей. Кайф от власти важнее любого наркотика и любых денег, хотя если ситуация способствует, то сочетаются вместе и власть, и деньги», — пояснил собеседник.

Руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при новосибирском Соборе во имя Александра Невского Олег Заев отметил, что часто секты используются и для политических целей.

«Украинцы на протяжении 20 лет были активно вовлекаемы во всевозможные секты типа мормонов, неоязычников, откровенных сатанистов, сайентологов, неопятидесятничества, свидетелей Иеговы и других. У людей, увлеченных псевдохристианством, формировалось почтение к западным либеральным ценностям. Постепенно сформировалось желание украинцев попасть в Евросоюз. Мы видим, как религиозной фактор используется в политических целях», — сказал Заев.

Фото: Киевский храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней / Demosthenes08 / CC0

По его мнению, похожую модель «оранжевой» революции прозападные религиозные культы пытаются реализовать и в России. Их цель, как считает собеседник, разобщить россиян, загнав их в секты с противоположной идеологией и сделать подвластными Западу.

«Чем больше на территории настроенных против друг друга групп, тем проще рассорить всех, получить возмущение народных масс, чтоб люди пошли против друг друга и ослабили государство. В такой ситуации руководство сект сможет захватить власть. На Украине, например, неоязыческие образования сумели создать партию под руководством Яроша», — сказал собеседник.

Экономический кризис в данном случае только на руку сектантам.

«В первую очередь, это связано с ростом уровня тревоги у населения, переживанием страха перед будущим, неуверенности в своих силах противостоять предполагаемым или реальным трудностям, возникающим в кризисные периоды. Стремление переложить ответственность за свое благополучие или невзгоды на кого-то еще, ощущение потери контроля над происходящими событиями — все это делает человека более уязвимым перед оказываемыми воздействиями в подобных организациях», — прокомментировал преподаватель психологии РГГУ Михаил Балакин.

Но как и прежде, чаще всего в сектах оказываются люди, у которых случилось горе. «Для сект важен личный кризис каждого. Они делят вербовочные объекты на определённые секторы и внимательно следят, как люди ведут себя в их секторе ответственности. Например, у кого-то умерла мама, ушел муж или жена, и человек находится в ситуации горя, они наносят этот точечный удар. Они ищут тот момент, когда человек находится в ситуации стрессового состояния», — пояснил Куленко.

НОВЫЕ ГУРУ

Как рассказал Заев, часть сект, которые активно работали в 90-е годы, ослабли. Так, например, организация «Ашрам Шамбала» Константина Руднева из-за лишения ее лидера свободы в 2013 году получила определенную репутацию в обществе.

«Секте в таких условиях действовать сложнее. Империя, созданная Рудневым, действует не открыто, она трансформировалась в женские и мужские курсы соблазнения, искусство брачных покоев, действует под разными вывесками, адепты культа поддерживают взаимоотношения, пытаются сохранить империю», — сказал собеседник.

По его данным, в России после запрета деструктивной литературы уменьшилось влияние секты «Алля Аят» Фархата Абдуллаева, остановился рост адептов у «Свидетелей Иеговы», «Международная церковь Христа» после внутреннего раскола снизила темпы вербовки, не выросли в большую группу мормоны. Но активнее стали действовать другие течения.

«Активны сейчас неопятидесятники, например, та же организация "Посольство Божие", которая в свою очередь получила импульс к действию со стороны невъездного в Россию пастыря Алексея Ледяева (за его книгу "Новый мировой порядок"). Активно движение харизматов (те же неопятидесятники) "Новое поколение", которое распространяется широко не только на территории России, но и далеко за ее пределами. Последователи этого течения представлены в Новосибирске организацией "Исход" и "Новое поколение"», — привел примеры Заев.

Он добавил, что силовики проводили проверку данной организации и выявили факты незаконного удержания людей.

«Для России существуют два крыла "оранжевой" революции: представители ИГИЛ, куда идет мощная вербовка, подчас подсаживаются в колонию, чтобы в этих средах производить вербовку, второе крыло — харизматы», — утверждает эксперт.

По его словам, деятельность «Исхода» отражена во многих организациях, таких как «Слово жизни», «Часовня на Голгофе», «Новый город», «Церковь святого духа, «Успех», «Краеугольный камень», «Миссия агапе», «Церковь завета», «Воскресенье» и многие другие.

«Они создали много дочерних организаций: церковь "Миротворец", АНО (некоммерческая организация) "Родина без наркотиков", АНО "Вместе", реабилитационный центр "Надежда есть", АНО "Твой выбор", благотворительный фонд "Территория добра и любви" и другие», — уточнил Заев.

Также, по его словам, активно работают сайентологи, международное общество знания Кришны и неоязычники.

Фото: Алексеев Игорь Евгеньевич / CC0

ВЕРБУЮТ ЛЮБОВЬЮ

Куленко считает, что секты не искоренить, так как ритм современной культуры с ее фейками, навязчивой рекламой, пропагандой радостей жизни дает возможность для их процветания.

«В современном мире человек хочет радоваться жизни и не нести ответственности, такой детский инфантилизм. Это то, на что ловят сектанты, когда человек свою ответственность слагает на гуру, человек в секте засыпает со спокойной совестью, потому что за него все решено. Вся цивилизация на это заточена: ешь это, пей то, и не задумывайся о жизни, о смерти, о болезни», — отметил эксперт.

Кроме того, навязчивость в рекламе, НЛП в маркетинге и бизнесе невольно внедряет в мышление сектантские элементы, что может в определенной ситуации привести к попаданию в деструктивный культ. Собеседник уверен, что в секты не попадают люди с трезвым мышлением, которые не боятся ответственности и бед.

«Люди, вышедшие из секты, находятся на том уровне социального развития, на котором попали в нее. Их друзья закончили вузы, женились, а они остались в той же точке. Большая проблема в том, что общество холодно и бездушно относится к этим людям. Они требуют активного внимания и социализации, а обычно говорят: "Ты ушел от этих психов, ну молодец, мужик. Ну пока". И человек, помыкавшись в нашем обычном, холодном мире, часто, выйдя из одной секты, попадает в другую, там ему все понятно», — считает Куленко.

Относительно способов вербовки в секту он пояснил, что первый этап — это бомбардировка любовью. «В первые дни в секте человек попадает в атмосферу восхищения, ему делают комплименты, он выходит оттуда в состоянии, похожем на легкое алкогольное опьянение. И человек, вышедший из секты, знает об этом и приходит в новую секту, чтобы испытать те же чувства», — сказал собеседник.

По словам Заева, для вербовки используются и современные технологии, так называемый эриксоновский гипноз, который предполагает смену ритмов за короткий промежуток времени.

«В неопятидесятничеком харизматическом движении исследователи выявляют состояние членов, которое известно в психиатрии как глоссолалия, когда человек в возбужденном состоянии постепенно утрачивает способность говорить и начинает произносить звукосочетания, которые невозможно отнести ни к одной языковой группе. Находясь внутри организации, люди воспринимают такие состоянии как подтверждение библейских текстов. Руководитель обманывает их говоря, что это Святой дух действует, а на самом деле — процессы диаметрально противоположные», — отметил он.

По мнению эксперта, чтобы человек мог противостоять сектам, он должен хорошо разбираться в мировых религиях и знать, что все они отличаются от сект тем, что породили культуру: картины, книги, музыку, архитектуру, уклад жизни этноса.

«Просвещение должно происходить на фоне сравнительного анализа. Если это псевдохристианские культы, то надо показывать оригинальные христианские писания и их толкования, и показывать, что сектанты изменили. Простое сравнение даст человеку возможность выбора», — привел пример Заев.

Он считает, что такой анализ могут проводить священники или люди, которые хорошо разбираются в проблеме, а государство должно им помочь, выделив канал распространения информации, например, телепередачу.

Балакин добавляет, что человека о деструктивном свойстве культе могут предупредить ряд признаков: нереалистичность обещаний лидеров группы, некритичное отношение к идеям, пропагандируемым организацией, малообоснованная радость всех членов организации в адрес вновь пришедших, сложность и мистифицированность объяснений происходящих событий (карма, энергия, бог, дух, чистота, служение), подача участия в организации как панацеи от всех мыслимых и не мыслимых несчастий и пробуждение чувств вины и страха (конец света, кризис, карма, первородный грех).

«Что касается помощи родственникам, есть смысл обращаться к специалистам, так как самостоятельная активность в направлении "вытащить" близкого человека часто может принести лишь отрицательные результаты. Например, если вовлеченному в организации объяснили, что он познал истину и теперь все силы зла встанут у него на пути, чтобы отлучить от света и добра. В этом случае активность родственников в попытках отговорить или, тем более, запретить посещать организацию, будет интерпретироваться как действие "силы зла"», — пояснил Балакин.

Фото: Davide Novelo / Attribution License

Еще по теме
Папа Римский призвал Россию и Украину сложить оружие
Собор Парижской Богоматери открыли после реконструкции
Молитва казачьей бригады «Терек» попала на видео
Православный мессенджер представят в России
смотреть все
Обсуждение (34)