Ровно 77 лет назад 25 января госкомиссия приняла в эксплуатацию здание вокзала Новосибирск-Главный. Корреспонденты Sibnet.ru побывали в местах, недоступных основному потоку пассажиров, и узнали, что такое «депутатская» комната и зачем штату вокзала художники, садовники и столяры.
В 1929 году Московское архитектурное общество объявило Всесоюзный конкурс проектов железнодорожного вокзала в Новосибирске, в котором приняли участие 45 проектов. Первую премию получила работа архитектора Волошинова, в которой можно было угадать «образ мчащегося на восток паровоза».
Позже проект подвергался критике и неоднократно дорабатывался. В 1931 году был заложен фундамент вокзала, а в 1939 здание было принято в эксплуатацию.
Общая площадь вокзала «Новосибирск-Главный» составляет 28 тысяч квадратных метров, единовременно он может вместить 3 тысячи 200 человек. Ежедневно с вокзала отправляется 49 пар поездов, в летние месяцы — 58 пар, в том числе ускоренные и почтово-багажные поезда, более 5 тысяч пассажиров, а летом — более 10 тысяч.
«Многие пассажиры, в том числе и новосибирцы (глядя на здание снаружи), думают, что наш вокзал — двухэтажный. На самом деле он состоит из восьми этажей», — рассказывает заместитель начальника вокзала Оксана Кремер.
ХУДОЖНИКИ И «КУСОЧЕК ЛЕТА»
Общее число работников вокзала, по данным на начало 2016 года, составляет 270 человек. Это и дежурные, и администраторы, и десятки уборщиков, и даже два садовника, столяры и художники.
«Есть художники, которые являются штатными работниками вокзала. Занимаются оформлением вокзала, наглядной информацией для пассажиров», — говорит Кремер, уточняя, что всего художника два.
Что касается садовников, они обслуживают не только газоны и кусты на территории вокзала в летнее время. Есть внутри одного из залов ожидания и настоящий зимний сад, в котором представлено более 60 видов субтропических растений.
«Маленький кусочек лета — так я его называю. Когда зимой холодно, приходя сюда, пассажиры и гости нашего города попадают в лето», — делится заместитель начальника.
Столяров в штате целых восемь. Всё дело в том, что на вокзале есть отдельный столярный цех, который изготавливает двери и мебель не только для Главного, но и для других вокзалов Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
Работают на вокзале в постоянном режиме и маляры, их четверо. Здание внутри последний раз подвергалось капитальному ремонту в конце 90-х, снаружи — в начале нулевых.
СУПЕРЛЮКС И «ДЕПУТАТСКАЯ»
Гостиница вокзала — как будто отдельный мир, без керамогранита, мрамора и огромных помещений с высокими потолками. Самый дорогой по ценовой категории номер здесь — суперлюкс. Он стоит 9 тысяч рублей в сутки и состоит из шести комнат, в которых есть в том числе джакузи, бар, рабочий кабинет и комнаты для проведения переговоров.
«Этот номер используется нечасто. Мы делали оценку рынка — для такого номера это минимальная цена … Причём интерьер здесь не менялся с 1998 года. Для 98-го это было прямо «ах». Паркет ещё настоящий… В данный момент мы планируем делать здесь современный ремонт — артисты, которые приезжают, они останавливаются здесь», — рассказывает Кремер.
Помимо гостиницы, которая расположена в восточной стороне вокзала, есть и специальная гостиница для посетителей с детьми — это «комната матери и ребёнка». Она оборудована детскими кроватками, комнатой для кормления и пеленания детей и игровой.
Есть также отдельные боксы для случаев, если ребёнок вдруг заболеет и будет нуждаться в изоляции.
Оксана Кремер поясняет, что есть на Главном и специальная комната под названием «депутатская»: посещают её не только депутаты, но и актёры, делегации других стран, у любого желающего гостя вокзала есть возможность побывать там за 2 тысячи рублей в час.
В «депутатской» есть книга почетных гостей. Последним, кто оставил в ней пожелания новосибирцам, был высший руководитель КНДР Ким Чен Ир.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТАБЛО И КАМЕРЫ
Совсем недавно на вокзале оборудовали дополнительный зал — сервис-центр, посетителям которого за отдельную плату оформляют билеты, пока они сидят на мягких диванах. Также в сервис-центре со дня на день откроются по принципу «всё в одном» авиакассы и прокат автомобилей.
В общем кассовом зале 15 «окошек», работают они не все одновременно, а по специальному регламенту, который учитывает спады и рост пассажиропотока на вокзале. Существуют и терминалы для безналичной покупки билетов.
Также в кассовом зале на табло с расписанием каждый может не только увидеть информацию о своём поезде, но и моментально распечатать её на специальном листочке наподобие чека.
«Там написаны номер поезда, категория, время прибытия, стоянки и отправления, по каким дням он ходит — ведь некоторые поезда ходят каждый день, а другие — раз в неделю», — поясняет собеседница.
Автоматически работать «умеют» также камеры хранения. Помимо складов, которые требуют участия сотрудников и регулярно осматриваются служебными собаками, есть ещё и электронные камеры.
«Пассажир подходит самостоятельно, то есть уже без участия работника. Там такое табло небольшое находится, на нём инструкция плюс есть речевое сопровождения. Вставляется купюра — 50 рублей это стоит (в сутки). В ячейку вставляется сумочка, ячейка закрывается, выдаётся талон со штрих-кодом. Когда пассажир подходит забрать вещи, он прикладывает штрих-код и открывается ячейка», — объясняет механизм их работы замначальника вокзала.
Особое внимание вокзал как объект, через который ежедневно проходят тысячи людей, уделяет безопасности. Как поясняет Кремер, есть сотрудники, которые контролируют проход в залы ожидания и проверяют наличия билетов у пассажиров . А вот то, сколько человек и камер охраняют вокзал — информация строго секретная.
«В конце 90-х годов, конечно, были проблемы с разными антисоциальными личностями, но сейчас этого нет», — констатирует собеседница.