НАВЕРХ

Новосибирского майонеза больше нет: завод закрывается

Фото: © Sibnet.ru

Пережив 100-летний юбилей «Новосибирский жиркомбинат», автор и производитель легендарного «Новосибирского провансаля», вместо того, чтобы переехать за город, по воле нового собственника просто прекращает деятельность. Историки и эксперты рассказали о вековой истории предприятия и значении его потери для мегаполиса. 

История жиркомбината началась с пожара. Сгорела ватная фабрика и на ее месте в 1917 году возникло частное предприятие — парфюмерно-мыловаренная фабрика некоего господина Казанского, рассказал сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев. В феврале 1918 года оно было выкуплено мощным кооперативным союзом «Закупсбыт». Началось строительство большого мыловаренного завода, который после прихода Советской власти был национализирован.

Вместе с ростом потребности в мыле увеличивался завод, внедрялись новые для того времени технологии. В декабре 1928 года комбинат посетил народный комиссар культуры Анатолий Луначарский, которому завод очень понравился, что было отмечено в его заметках «Месяц по Сибири».

Фото: © Музей Новосибирска

«Новосибирский мыловаренный завод великолепно механизирован. Рабочие проделывают только очень частичные манипуляции. Все сырье автоматически поступает куда надо, растворяется, смешивается, выпаривается, конденсируется, охлаждается, подсушивается, выходит в виде маслянистых плит вкусного вида приблизительно в квадратный метр величиной, режется на бруски и на куски, штампуется, укладывается и забивается в ящики и торжественно спускается в ожидающий на ветке вагон», — описывал производство высокий гость.

Завод выпускал 12 тысяч тонн мыла в год, а мог бы, по его оценкам, 18,1 тысячу тонн, но не хватало сырья — растительного масла, которое везли из Кубани.

«Вместо того, чтобы расширить подсолнечные плантации и обеспечить мылзавод своим сырьем, подсолнух из Сибири вывозят в европейскую часть Союза, так как в Сибири негде отжать из него масло. Маленькое недоразумение: сибирский подсолнух едет 5 тысяч верст на запад, а кубанский, в виде масла, 5 тысяч верст на восток, в Новосибирск», — писал Луначарский.

Фото: © Музей Новосибирска

С 1935 года мылзавод стал называться «Новосибирским жировым комбинатом» (НЖК) и был передан Министерству пищевой промышленности.

В годы Великой Отечественной войны на территорию комбината эвакуированы цеха Тульского оружейного завода. Завод выпускал 100-миллиметровые минометы, бутылки с зажигательной смесью (коктейль Молотова), смазочные материалы. Не прекращался выпуск и прежней продукции.

Коммунистка Герасимова на партийном собрании 23 июня 1941 года сказала: «Мыло нужно на фронте так же, как и снаряды». И несмотря на нехватку сырья и топлива рабочие производили нужные товары, а также отправляли на фронт подарки. В 1943 году армии Константина Рокоссовского послали вагон мыла, изготовленного за счет экономии, в сверхурочное время.  

Фото: © Музей Новосибирска

После войны началось производство маргарина, а с 1956 года и легендарного майонеза, который получил название «Новосибирский провансаль».

«Но до перестройки новосибирцы практически не видели своего майонеза, практически весь он поставлялся в другие регионы страны. Мне самому приходилось для новогоднего стола привозить банки новосибирского майонеза из Москвы, или белорусского из Минска», — рассказал Голодяев.

Фото: © Sibnet.ru

В 1994 году была проведена приватизация НЖК, производство модернизировали. Уход с рынка крупнейших производителей стимулировал развитие ассортиментной линейки и собственных торговых марок («Мария», «Шеф-повар», «Полюшко», «Утро»), сообщается в книге «История промышленности Новосибирска».

Продукция предприятия неизменно пользовалась спросом. Единственное, горожанам не нравился запах, окутывающий центр города, поэтому много лет велись разговоры о необходимости переноса производства за пределы Новосибирска.

Закат «Солнечных продуктов»

В 2018 году комбинату исполнилось 100 лет. В честь этого завод произвел 400-тысячную тонну майонеза. Предприятие, которое к этому моменту было внутри холдинга «Солнечные продукты», стало выпускать не только флагманский «Новосибирский», но и «Московский провансаль».  

«Секрет нашего долголетия — опыт, который накапливался целый век, традиции, которые передавались из поколения в поколения… Изменения направлены на то, чтобы обеспечить более эффективную работу предприятия, лучшие условия, и просто выжить в постоянно меняющемся мире», —  рассказала исполнительный директор Новосибирского жирового комбината Светлана Чернова «Вести. Новосибирск» в 2018 году.

Она также отметила высокую сплоченность коллектива. «Мы стараемся сохранить атмосферу, которая была создана когда-то на предприятии. Открываешь архив и удивляешься, какой сплоченный коллектив, какая атмосфера была на предприятии несмотря на все тяготы, которые ложились на плечи. 100 лет история нашей страны, что пережила она пережил и комбинат. Люди держатся за предприятие», — говорила Чернова.

Фото: © фото Павла Комарова

В конце 2018 года холдинг «Солнечные продукты» обанкротился и объявил о продаже своих активов. Их приобрела группа компаний «Русагро».

Завод в Новосибирске новый владелец решил закрыть. За небольшими предприятиями нет будущего, тем более что сейчас ужесточаются экологические требования к производству, объяснил гендиректор компании Максим Басов в ходе конференции «Агроинвестора». На запрос Sibnet.ru руководство «Русагро» не ответило — будет ли что-то предложено сотням сотрудникам предприятия и что станет с маркой майонеза «Новосибирский». Но судя по продукции в магазинах, его уже выпускают другие предприятия.

Депутат Заксобрания Новосибирской области от КПРФ Вадим Агеенко, на избирательном участке которого расположен НЖК, считает, что закрытие предприятия не будет большой потерей для экономики региона.

«Я не помню, чтобы жиркомбинат был в крупных налогоплательщиках. Когда местное предприятия перекупают москвичи и питерцы, идет перерегистрация и налоги уходят в другие регионы. Если умрет предприятие, получается, не выдержало конкуренции», — сказал Агеенко.

Фото: © Sibnet.ru

Но есть и другие мнения. Для экономики региона закрытие любого предприятия — очень плохой знак, прокомментировала старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Ольга Валиева. Это потеря рабочих мест, сокращение поступления налоговых платежей, социальная нестабильность, падение доходов и все сопутствующие эффекты.

По ее убеждению, закрытие предприятия с выручкой более 1 миллиарда рублей не может не сказаться на рынке и на покупателях. Из-за сокращения производства неминуемо возникает дефицит, и как известно, поставщики этим непременно воспользуются и повысят цены.

Кроме того, испортится репутация региона, которая после массы уголовных дел и ухода крупных инвесторов и так серьезно пострадала. 

#Быт
Новая правда о майонезе: почему домашний лучше?

Эксперт уверена, что есть много скрытых замыслов и причин в закрытии предприятия, которому только что исполнилось 100 лет и которое пережило самые тяжелые времена и Великой отечественной войны, и лихих 90-х. В числе этих причин, возможно, и несостоявшийся перенос завода за черту города Новосибирска.

«И теперь территория завода является лакомым куском для застройщиков, ради которого можно разыграть любую карту: от искусственного банкротства до предъявления массы претензии со стороны контрольно-надзорных органов, что сегодня успешно и делается, растущие требования к экологическому надзору в ряде случаев совершенно не обоснованные, и несут высокие затраты и риски остановки любых предприятий», — сказала Валиева.

Она считает, что непонятно поведение собственников, которые в последние несколько лет не инвестировали в обновление заводской инфраструктуры и довели дебиторскую задолженность до очень серьезного уровня. И также вызывает вопросы растущая монополизация и концентрация рынков в руках у группы «Русагро», которая пытается закрыть еще два масложиркомбината — в Москве и Уссурийске.

«Надо понимать, что все крупные проекты по строительству новых заводов, на которые пытается сделать ставку "Русагро", так быстро не реализуются и нас ждет серьезный дефицит масложировых продуктов, во всяком случае в краткосрочном периоде времени. Этот дефицит будет сопровождаться не только ростом цен, но и падением качества и появлением контрафакта», — подытожила эксперт.

Еще по теме
Шествие «Бессмертного полка» отменено
Уникальная мумия: что осталось от тела Ленина
Реконструкция легендарного «Борта Тюрикова» вышла на финишную прямую
Библиотека скрыла книгу с переплетом из человеческой кожи
смотреть все
Обсуждение (3)