НАВЕРХ

Аэропорт стал билетом в большой мир для Горного Алтая

Аэропорт Республики Алтай, одного из самых маленьких российских регионов, отпраздновал пятилетие второго рождения. Представители местной власти, аэропорта и его владелец рассказали, почему воздушные ворота жизненно необходимы республике, на что существует маленький аэропорт и когда самолеты отсюда полетят в соседние страны.

Маленький аэропорт в маленьком Горном Алтае, где на тот момент проживало не более 168 тысяч человек, построили в далеком 1968 году. Здесь могли приземляться лишь самолеты типа Як-40 и Ан-2, а также вертолеты. Они летали в дальние села региона и, максимум, в соседние Барнаул и Новосибирск. В годы перестройки число рейсов стало стремительно сокращаться, пока в 1995 году полеты не прекратились полностью.

«Давайте вернемся в 2006 год. Тогда аэропорта не было. Он существовал, конечно, как объект, но там ничего не было. Вся техника была продана, и открыт клуб по бильярдному спорту. Никаких рейсов не выполнялось...», — сказал первый вице-премьер республики Роберт Пальталлер.

Дотационная республика сделала ставку на туризм, глава региона Александр Бердников поставил задачу – возродить аэропорт. Началось проектирование, в 2007 году проект прошел экспертизу, а в 2008 – началась реконструкция, которую завершили пять лет назад – 9 ноября 2011 года аэропорт сдали в эксплуатацию.

«Было много критики. Говорили, самолеты не будут садиться, горы мешают, проект называли мыльным пузырем. Но самолеты летают уже пять лет, и с каждым годом их все больше», — отметил Бердников на посвященном юбилею аэропорта празднике.

Миллиардный имидж

Чтобы аэропорт, от которого остались буквально одни только стены, не только заработал, но и смог принимать среднемагистральные самолеты, потребовалось реконструировать и удлинить на километр (до 2,3 км) взлетно-посадочную полосу, расширить перрон, заменить светосигнальное и навигационное оборудование, отремонтировать терминал и сопутствующие объекты. В прошлом году здесь построили бизнес-терминал, а в текущем – аварийно-спасательную станцию.

Только полоса обошлась федеральному бюджету в 1,23 миллиарда рублей, а всего на работы было затрачено около 1,7 миллиарда рублей, включая средства из бюджета республики и средства собственника, которым в 2010 году стала новосибирская компания «Сибмост», занимающаяся реконструкцией аэропорта.

«Аэропорт – это в первую очередь имидж, транспортная доступность, а отсюда и инвестиции. Кроме того, это возможность для жителей Республики Алтай оказаться в любой точке земного шара, не проезжая из Горно-Алтайска в Барнаул. Это возможность прибыть в любую точку как минимум на четыре часа раньше», — пояснил Пальталлер.

Инвестор без головной боли

Из года в год в республику приезжает все больше туристов. По прогнозам, в 2016 годом турпоток достигнет 2 миллионов человек. «Республика Алтай по праву называется одним из чудес нашей страны. Кто-то называет ее жемчужиной, но эта жемчужина была настолько упрятана от транспортных артерий, что тысячи и тысячи желающих не могли добраться сюда, чтобы увидеть своими глазами этот замечательный уголок нашей родины. И теперь такая возможность появилась», — сказал пять лет назад на открытии руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

Теперь по воздуху прибывает все больше туристов из центральной части России, из-за границы. «Сегодня мы являемся центром развития федерального и мирового туризма. По туристической привлекательности и по количеству туристов после Сочи мы находимся на втором месте в Российской Федерации», — заявил глава региона.

Этот аэропорт небольшой по размерам и пассажиропотоку, если сравнивать с аэропортами крупных городов, но все, от пилотов воздушных судов до пассажиров, отмечают, что он очень уютный.

«Аэропорт – это плацдарм, это площадка для развития туризма и республики в целом. Потому что сразу  заметно, после сдачи в эксплуатацию, после уже первого рейса республика стала более востребованной для европейской части пассажиров. Через Барнаул летать не очень удобно», — прокомментировал президент «Сибмоста» Альберт Кошкин.

Он отметил, что первые три года аэропорт работал в убыток, который приходилось покрывать собственнику. Однако вот уже два года, как такой проблемы нет. «Нужно констатировать, что уже второй год если большой прибыли нет, то убытков тоже нет, большой головной боли аэропорт нам не приносит», — добавил Кошкин.

Трудности перехода

Пока аэропорт не работал в полную силу, служба авиадиспетчеров находились в старом здании. Как рассказывает начальник Горно-Алтайского отделения филиала «Аэронавигации Западной Сибири» Владимир Данилов, «стояла старенькая вышка, использовали старенькое оборудование». Дирижеры неба: как работают авиадиспетчеры

«Когда построили аэропорт, поставили новый локатор, новую систему отображения, новую радиостанцию, трудность основная для диспетчеров была привыкнуть работать на этом оборудовании. Непривычно, когда индикатор такой здоровый, ламповый, можно сказать, и вот — обычный монитор компьютерный», — пояснил он.

После установки нового оборудования специалистам, которых, по словам Данилова, «собирали по крупицам по всей России», провели расширенное техническое обучение, однако изначально все равно было трудно.

«Ребята перешли на новое место, сели, посмотрели и растерялись. То есть, управление уже сенсорное, нет ни рычагов, ни тангент, и самолеты стали летать другие, уже и скорости другие, и вес самолетов другой, и схемы заходов полностью сменились, все по-другому, непривычно. Никогда в жизни такие воздушные суда не принимали, и тут сразу – одномоментно перешли», — отметил Данилов.

Иностранцы пока не садятся

Любое судно в этом районе летит под контролем диспетчеров аэропорта Горного Алтая. Это касается и иностранных самолетов. В зарубежных экипажах, рассказывает собеседник, обязательно есть на борту один русскоязычный, который переводит экипажу команды диспетчера.

Погода в Сибири часто портится, случаются и туманы, и метели. Однако запасным аэродромом аэропорт республики пока предпочитают не выбирать.

«Даже те, которые летят в Барнаул, но не могут там сесть из-за погоды, не выберут Горно-Алтайск, они сядут подальше, потому что там их, возможно, смена воздушного судна ждет, смена экипажа. Поэтому к нам пока не стремятся», — поясняет Данилов и подчеркивает, что в аэропорту, тем не менее, есть все необходимое, чтобы разместить любой экипаж.

Тренируются на специальном полигоне в аэропорту и спасатели аварийной станции. Хотя, им ни разу не довелось применить свои навыки на практике. «За пять лет, слава богу, ни разу не пригодилось. Вы знаете, как говорят, пожарный спит – страна богатеет», — говорят они.

Зато помогают жителям близлежащих сел тушить пожары, но только в то время, когда воздушные суда по расписанию не заходят на посадку в аэропорт.

Диспетчеры учат английский

Президент «Сибмоста» Альберт Кошкин считает, что аэропорт требует дальнейшего развития. «Здесь нужен международный, грузовой терминалы. Нужно еще вложить еще серьезные средства, чтобы полоса была удлинена, и поручение президента об этом уже есть. Я думаю, что полоса в три километра будет сделана в ближайшие годы», — заявил он.

Власти региона солидарны с собственником и уже начали разработку проектной документации на международный терминал. По предварительной оценке специалистов, уже в 2020 году самолеты отсюда могут полететь в Монголию, Казахстан и Китай, граничащие с Республикой Алтай на юге.

«В данный момент разрабатывается предпроектная документация, после этого будет создан проект, затем – экспертиза. После этого начнется поиск инвестора», — сказал в свою очередь Пальталлер.

Готовятся к международному статусу аэропорта и диспетчеры. «Надеемся, что скоро аэропорт будет международным в полном объеме, диспетчеры как раз подучат английский язык. Молодежь самостоятельно пытается учиться, сейчас ищем преподавателя английского языка к нам на работу, но сложность в том, что это не просто английский, а английский технический язык», — отметил Владимир Данилов.

В будущем — три вокзала

В районе аэропорта, рассказал Роберт Пальталлер, уже проектируется единый транспортный узел, который позволит увязать все пассажиропотоки в одном месте.

«Мы занимаемся проектированием автовокзала, отвечающего современным требованиям, в районе аэропорта «Горно-Алтайск». Таким образом мы создаем единый транспортный узел в Республике Алтай. Проектируем мы и железную дорогу, и железнодорожный вокзал также разместим в районе аэропорта. Единый транспортный узел позволит пассажирам выбирать направления из одной точки и прибывать в одну точку», — сказал вице-премьер.

Он отметил, что автобусы отсюда в Горно-Алтайск, где единственный автовокзал республики находится сейчас, будут ходить регулярно. «Что касается сегодняшнего состояния, я считаю, что для города это неудобство – когда в центре стоит автовокзал, который к тому же не отвечает последним требованиям безопасности для пассажиров», — пояснил он.

Автовокзал планируется построить здесь уже в следующем году, здесь же возведут гостиницу и АЗС.

Цены изменятся?

Пять лет назад, в декабре 2011 года из аэропорта запустили регулярные рейсы на Новосибирск. Через полгода самолеты S7 полетели в Горный Алтай из Москвы. Сейчас улететь отсюда напрямую можно также в Красноярск, Тюмень, Казань, Екатеринбург и Уфу. Все эти рейсы субсидируемые. Однако после ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро», самолеты которой также летали между Горно-Алтайском и Москвой, цены на билеты до столицы России сильно выросли.

«Цены высокие, их устанавливает авиакомпания, но мы работаем над тем, чтобы на данном направлении была конкуренция, рассматриваем все возможные альтернативные варианты. Сегодня, например, можно улететь в Москву через Казань практически вдвое дешевле, чем напрямую. А из Казани в Москву самолеты вылетают практически каждый час», — прокомментировал Роберт Пальталлер.

По словам директора аэропорта Сергея Круглова, ведутся переговоры о том, чтобы к лету следующего года запустить авиарейсы в Иркутск и Омск. Ожидается, что в 2018 году на московское направление придет и «Аэрофлот». «Это слишком долго, а потому мы будем искать альтернативы», — добавил директор.

Круглов подчеркнул, что авиакомпании пока идут в регион неохотно из-за того, что население здесь небольшое, чуть более 215 тысяч человек на всю республику. Зато на каждого жителя приходится практически по 10 туристов, но это касается преимущественно лета.

«По мере развития инфраструктуры зимнего туризма диспропорция между летом и зимой будет уменьшаться, и это приведет и к резкому увеличению числа авиакомпаний, которые будут к нам летать, вырастет и число направлений», — уверен Круглов.

И снова малая авиация

Заговорили местные власти и о возрождении малой авиации. Приоритетными направлениями называют Кош-Агач и Усть-Коксу. Эти два малых аэропорта включены в федеральную программу развития авиации. Однако из-за отсутствия финансирования в 2017-2018 годах здесь лишь начнется разработка проектов, а сама реконструкция взлетно-посадочных полос и служебных зданий – в 2018-2020 годах.  

По предварительным данным, стоимость каждого объекта составит около 315 миллионов рублей. Пока здесь только решается вопрос о классе аэропорта, после чего определятся с типом воздушных судов. «Определенно, они (самолеты) будут небольшими», — пояснил представитель Минрегиона республики.

Это необходимо не только местным жителям, которые до республиканского центра добираются через перевалы по сложным дорогам по восемь-десять часов, но и туристам — они давно уже выбирают не «цивилизованные» Майминский и Чемальский районы, а устремляются дальше, в горы, к ледникам и Белухе, к знаменитой Чуйской долине. 



Фото: © Александр Тырышкин, правительство Республики Алтай
Еще по теме
Путин пригласил страны к созданию коридора Север — Юг
РЖД запустили PWA-версию для мобильной покупки билетов
«Аэрофлот» разрешил перевозить животных на соседнем кресле
Аэропорт в Республике Алтай выставили на продажу
смотреть все
Обсуждение (3)