Крупнейший в мире производитель танков — «Уралвагонзавод» (УВЗ). С 1941 года предприятие выпустило порядка 100 тысяч единиц бронетехники — безусловный мировой рекорд в танкостроении. Такие машины, как Т-34-85, Т-55, Т-62 и Т-72 принесли УВЗ мировую славу.
Многие спрашивают: почему «вагонзавод»? Дело в том, что это предприятие в Нижнем Тагиле было создано для железнодорожных нужд. 11 октября 1936 года с конвейера сошли первые вагоны. Такую продукцию завод выпускает и сейчас, но известность он завоевал благодаря танкам.
До Великой Отечественной войны в СССР было два главных центра танкостроения. Это Харьков, где занимались средними танками, включая Т-34, а также Ленинград, в котором разрабатывали и производили тяжелые машины, в том числе КВ.
В августе 1941 года на базу «Уралвагонзавода» эвакуировали предприятия из Харькова и был создан Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. Всего за годы войны там было собрано 25 тысяч боевых машин — больше, чем на всех заводах Германии (23 тысячи танков) вместе взятых.
![](https://info.sibnet.ru/ni/542/542263_67_1539175068_phpv96yne.jpg)
Лучший танк Второй мировой
Танк Т-34 разработали в Харькове, а вот его усовершенствованную версию Т-34-85 — уже в Нижнем Тагиле. Создать машину с более мощной броней и вооружением сподвигло активное применение немцами на Курской дуге летом 1943 года танков «Тигр» и «Пантера».Идеальное оружие: секретные танки «Уралвагонзавода»
Т-34-85 оснастили 85-миллиметровой пушкой ЗИС-С-53, бронепробиваемость которой обеспечивала уверенное поражение танков и САУ Германии на реальных дистанциях боя. Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей превратили танк в трудноуязвимую мишень.
Новую машину приняли на вооружение Красной Армии 23 января 1944 года, уже с 15 марта того же года на Уральском танковом заводе №183 началось ее серийное производство.
По совокупности боевых и технологических характеристик Т-34-85 признан лучшим средним танком Второй мировой войны. В СССР его производили до 1950 года, в Чехословакии и Венгрии по лицензии — до 1958-го. Всего в мире было выпущено 30,5 тысячи машин этого типа. «Тридцатьчетверка» стала самым массовым танком в истории.
«Т-34 был неоспоримо лучшим танком в мире. Сочетание скошенной брони, мощной пушки, хорошей скорости и маневренности у него было намного лучше всего того, что в то время имели немцы», — считает ветеран американской армии Джейсон Белкорт, служивший в танковые войсках.
Наследники «тридцатьчетверки»
Первой послевоенной машиной уральского производства стал танк Т-54 — своего рода квинтэссенция опыта применения танков во Второй мировой. Вооруженная 100-миллиметровой пушкой Д-10T и четырьмя пулеметами, имеющая 200-миллиметровую броню в лобовой части, эта машина принимается на вооружение в апреле 1946 года. Сразу же ее серийное производство разворачивается на Урале.
В 1951 году харьковские конструкторы возвращаются на Украину, но Нижний Тагил оставляет за собой статус одного из центров танкостроения, наряду с Харьковом и Ленинградом. В 1958 году на вооружение принимают, созданный на основе Т-54, танк Т-55, который был разработан уже исключительно уральскими конструкторами.
На Т-55 впервые в мире были установлены стабилизатор пушки сначала только в горизонтальной плоскости, а потом еще и в вертикальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.
![](https://info.sibnet.ru/ni/542/542263_67_1664869152_1024pxbahna_2018__194.jpg)
Главной фишкой новой машины стала система противоатомной защиты, которая обеспечивала полную герметизацию боевого отделения. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в условиях применения оружия массового поражения.
Высокие боевые качества Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство этих танков осуществлялось вплоть до 1979 года. За этот период было выпущено более 20 тысяч машин этого типа в различных модификациях.
В начале 1960-х годов стало ясно, что 100-миллиметровый бронебойный снаряд Т-54 и Т-55 уже не обеспечивает уверенного поражения новых натовских танков М60 (США) и «Чифтен» (Великобритания).
Поэтому в Нижнем Тагиле был разработан новый танк Т-62. На нем впервые в мире была установлена гладкоствольное орудие — 115 миллиметровая пушка У-5ТС «Молот». Впоследствии такие артиллерийские системы начнут устанавливать на западные машины. Т-62 принимается на вооружение в 1961 году, с 1963 года на «Уралвагонзаводе» начинается его серийное производство.
Революция в танкостроении
Тем временем, в Харькове шла разработка революционного по своим техническим характеристикам танка, который впоследствии получит название Т-64. На нем впервые в мире установят специальный механизм заряжания, что позволит сократить экипаж до трех человек. До сих это остается главным отличием отечественных машин.
На новой харьковской машине впервые также появятся 125-миллиметровая пушка, многослойная комбинированная броня, сначала оптический, а потом лазерный дальномер, входящий в систему управления огнем.
![](https://info.sibnet.ru/ni/542/542263_67_1539175916_phpvadyk2.jpg)
Как все революционные машины, харьковский Т-64 поначалу не отличался надежностью. Самым сложным в эксплуатации оказался оппозитный дизель 5ТДФ. Этот двигатель требовал тонкой настройки и тщательного ухода — он часто выходил из строя.
Поэтому было принято решение создать танк, в котором бы сочетались революционные новшества Т-64 и выдающаяся надежность Т-55 и Т-62. Работу над этим танком поручили конструкторам УВЗ. Так и появился легендарный Т-72.
Поначалу танк пытались создать установкой на Т-64 надежного двигателя, созданного на базе дизеля В-2, стоящего еще на Т-34. Но тагильские конструкторы вносили в машину все больше изменений. Была создана новая ходовая часть взамен хрупкой тагильской. Установлен новый автомат заряжания. Была изменена система бронирования.
Продвинутый и надежный
В отличие от Т-64, Т-72 вышел более простым, с несколько усеченными боевыми характеристиками, но совершенно неубиваемым даже для советского солдата-срочника.
Т-72 постепенно модернизировался. На смену базовой версии пришли сначала Т-72А, а затем Т-75Б. Были созданы упрощенные версии танка, которые стали активно продаваться за рубеж и производиться по лицензии в других странах.
Танк Т-72 попал на страницы Книги рекордов Гиннесса как самый массовый танк современности. С 1974 по 1990 год УВЗ выпустил 20 544 таких танка, кроме того, модификации танка по лицензии выпускались в Югославии, Польше, Чехословакии и Индии. Сегодня Т-72 состоят на вооружении армий более 40 государств.
В 1993 году был принят на вооружение танк Т-90, который был разработан на базе Т-72Б. На нем была установлена автоматизированная система управления огнем с тепловизором, новая система бронирования, комплекс оптико-электронного подавления «Штора», комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением.
В 2011 году для модернизации стоящих на вооружении России танков Т-72Б была разработана модификация Т-72Б3. Она создана в качестве недорогой альтернативы Т-90 до получения российской армией танков нового поколения.
В феврале 2017 года первая партия танков Т-72Б3 новейшей версии поступила на вооружение армии. Отличительными особенностями новых машин стали более мощный двигатель (1130 лошадиных сил), улучшенный комплекс вооружения, прицеливания и управления. Орудие получило обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов.
Модернизация коснулась защиты корпуса: комбинированная многослойная броня усилена бортовыми экранами с модулями динамической защиты «Реликт», навесными решетчатыми экранами и дополнительными модулями динамической защиты.
Танк будущего
С 2019 года на «Уралвагонзаводе» планируется начать крупносерийное производство нового танка Т-14 на унифицированной тяжелой гусеничной платформе «Армата».Высший хищник: есть ли в мире достойные соперники «Армате»?
В Т-14 применена революционная компоновка — автоматизированная башня танка необитаема, экипаж располагается в специальной защищенной капсуле в корпусе. Танк снабжен дизельным двигателем мощностью 1500 лошадиных сил. Машина оснащена танковой информационно-управляющей системой, которая контролирует все узлы и агрегаты. Т-14 стал первым современным танком, оборудованным радаром на активной фазированной антенной решетке.
Предположительные характеристики подвижности машины: скорость по шоссе — до 75 километров в час, вес — до 55 тонн, запас хода — до 500 километров.
Т-14 — не просто танк, а универсальная ударная машина, включающая в себя одновременно тактический ракетный комплекс, зенитную систему ПВО, комплекс армейской разведки и целеуказания — и сам боевой танк.
«Танки на платформе "Армата" прослужат не менее 25-30 лет. На смену им должны прийти виды вооружения на новых физических принципах», — уверен бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны России Сергей Маев.